|
|
N°78, 30 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пятый пункт» Всероссийской переписи
Впервые с 1926 года список народов страны будет расширен
Во Всероссийской переписи населения, которая пройдет в октябре 2002 года, вопрос о национальности будет далеко не последним. После предыдущей переписи, проводившейся в 1989-м, этнический состав россиян значительно изменился. Произошло это из-за объективных миграционных процессов и в силу субъективных причин -- многие наши соотечественники сегодня себя самоидентифицируют несколько иначе, нежели в советские времена. Ученые-этнологи считают, что необходимо серьезно скорректировать методику учета национальностей и народов России, для того чтобы долгожданная перепись-2002 показала истинную картину этнического и языкового состава населения России, которую не могли отразить предыдущие советские переписи. О то, каким именно будет подход к национальному вопросу в ходе переписи и во время обработки ее результатов, рассказывает директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ.
Главным вкладом ученых в проведение Всероссийской переписи населения стала подготовка списка вопросов и инструментария для статистиков, которым предстоит обрабатывать опросные листы. В том числе и подготовка примерного списка основных этнических категорий, или основных национальностей, России. Но это вовсе не значит, что ученые заранее нарисовали этническую карту страны. Напротив, мы считаем, что во время переписи граждане должны самостоятельно определить свою национальность (этническую принадлежность). Однако примерное число возможных самоназваний с языковыми вариантами (татарин, казанлы, казанский татарин, или башкир, башкирин, башкорт, или йезид, езид, езды и т.п.) может достичь 800. Что, конечно же, совсем не доказывает существования на территории России такого количества этнических общностей. Поэтому уже после переписи потребуется определенная группировка, основанная на перечне национальностей, подготовленном специалистами-этнографами, которые, например, знают, что йезид и езды -- это варианты самоназвания езидов, а орок и ороч -- это два совсем разных народа.
Осуществить статистическую обработку материалов переписи по этническому составу населения без «встречного списка» невозможно. Список национальностей всегда составлялся и в советских переписях, а затем уточнялся по итогам обработки данных -- к сожалению, как правило, в сторону сокращения.
Дело в том, что абсолютно точный список национальностей составить до переписи трудно. Возможно, что в России в отличие от бывшего СССР живет очень мало румын и венгров. Тем не менее они пока включены в основной список -- ибо неизвестно, сколько среди работающих в нашей стране выходцев с Украины и из Молдовы могут отнести себя к этим этническим группам. Если это несколько тысяч человек, то несправедливо исключать их из списка, но если их всего несколько сот -- тогда возможен перевод этих данных в категорию «другие национальности». Технология компьютерной обработки данных не позволяет осуществить обратную операцию, то есть переместить представителей той или иной национальности из категории «другие» в основной список. Но мы считаем перечень достаточно полным, и едва ли могут появиться «незамеченные» многочисленные группы. Здесь гарантией являются многолетние исследования ученых-специалистов в данной области.
Свои и чужие
Институтом этнологии и антропологии РАН подготовлен комплекс справочных пособий, который должен облегчить статистикам проведение переписи 2002 года. Это и «Перечень национальностей для разработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года», и «Систематический словарь национальностей и языков», и «Алфавитный словарь этнических наименований», и «Алфавитный словарь языков». В принципе похожие материалы использовались и при проведении последней переписи населения СССР в 1989 году. Однако в новых документах, и особенно в перечне национальностей, есть ряд принципиальных отличий.
Прежде всего, изменена структура списка народов, использовавшаяся в прежних переписях. Все национальности в прежних переписях были поделены на «проживающих преимущественно в РФ» и «проживающих преимущественно в других странах». Такой принцип деления населения сегодня представляется порочным, поскольку разделяет граждан страны на не вполне ясных моральных и правовых основаниях.
В переписи 1989 года перечень национальностей подразделялся на две части. В первой из них давались вначале «основные» национальности союзных республик, затем автономных республик, автономных областей, после так называемые народности Севера и, наконец, все остальные национальности страны. Вторую часть перечня образовывали национальности, в основном проживающие за пределами СССР, перечислявшиеся в алфавитном порядке. Эта иерархия национальностей даже для своего времени была противоречивой. Хотя бы потому, что, если строго следовать продекларированному принципу, во вторую часть перечня должны были бы попасть азербайджанцы, которых было больше в Иране, чем в СССР. Численность таджиков в Афганистане также превышала их количество в титульной советской республике. Непонятно также, как оказались в первой части перечня евреи, цыгане, саамы, эскимосы и алеуты, которых за рубежом было во много раз больше, чем в Советском Союзе.
Словом, принцип составления перечня, принятый в советские годы, никак не мог быть заимствован для новой переписи населения России.
Большие и малые
Второе, еще более существенное отличие -- в увеличении числа так называемых выделенных народов. Как известно, в переписи 1989 года было выделено 128 национальностей, теперь же предлагается расширить список до 150. Это обусловлено тем, что в советских переписях начиная с 1937 года по указанию властей, пропагандировавших «консолидационные процессы», было занижено число признаваемых официально народов. Надо сказать, что эта практика была весьма охотно подхвачена местными партийными элитами некоторых союзных и автономных республик, которые с готовностью увеличивали численность «титульных национальностей» за счет небольших этнических общностей. Например, к аварцам были присоединены андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, багулалы, чамалалы, тиндалы, цезы, гинухцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы (их обычно называют андо-цезскими народами), а также арчинцы. К даргинцам -- кайтагцы и кубачинцы, к адыгейцам -- шапсуги, к азербайджанцам -- будугцы, крызы и хиналугцы, к грузинам -- мегрелы, лазы, сваны и бацбийцы, к армянам -- хемшилы, к курдам -- йезиды, к русским -- водь и камчадалы, к татарам -- кряшены и нагайбаки, к удмуртам -- бесермяне, к алтайцам -- теленгиты, телеуты, тубалары, кумандинцы и челканцы, к бурятам -- сойоты, к удэгейцам -- тазы, к корякам -- алюторцы и кереки, к таджикам -- шугнанцы, рушанцы, бартангцы, ишкашимцы, ваханцы, язгулемцы и ягнобцы. А такой народ, как чулымцы, частично включался в советских переписях в состав татар, а частично в состав хакасов.
Почти все эти этнические сообщества были выделены в переписи 1926 года, а затем волевым решением властей якобы прекратили существование. Естественно, что такое присоединение малочисленных народов к более крупным национальностям не имело ничего общего с реальным положением дел. Сегодня некоторые представители этих народов, которым в течение десятилетий запрещалось даже в паспорте указывать истинную национальность, до сих пор осознают себя самостоятельными. Активисты из числа этих групп обращаются к президенту, в другие органы государственной власти, а также к ученым с просьбой восстановить их самостоятельный этнический статус. Они создают свои национально-культурные объединения и стремятся сохранить свои культурные традиции. Так, например, существует Союз автономий кряшен, который довольно активно действует и имеет поддержку среди представителей данной группы. Сколько сейчас кряшен в России (в 1926 г. их было более 200 тысяч), сказать сложно. Надеюсь, что всеобщая перепись населения как раз и даст ответ на этот вопрос.
Одновременно из перечня были исключены такие существовавшие во время переписи 1989 года категории учета, как американцы, арабы, индийцы, итальянцы, испанцы, кубинцы, французы, народы Индии и Пакистана. Поскольку каждая из этих категорий является не идентификацией национальности, а скорее обозначает гражданство. Причем зачастую гражданство стран со сложным этническим составом. Например, перепись 2000 года в США зафиксировала около 120 групп различного расового и этнического происхождения. В Испании, как известно, проживают галисийцы, каталонцы, баски, цыгане и другие народы. В Италии -- сардинцы, фриулы, ладины, немцы и словенцы. Во Франции -- корсиканцы, бретонцы, валлоны, эльзасцы, значительное число марокканских и алжирских арабов. Кстати, арабы как сборная категория тоже были исключены из перечня, поскольку речь на самом деле идет о множестве народов, проживающих в основном на территориях Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Сирии, Иордании и т.д.
Помимо этого не будут учитываться в качестве «основных народов России» австрийцы, албанцы, амхара, англичане, белуджи, бенгальцы, голландцы, сербы, пенджабцы, португальцы, словаки, сомали, хорваты, черногорцы, чехи, шведы и японцы. В переписи-1989 эти категории учета значились, к 2002 году численность представителей этих национальностей на территории России значительно сократилась.
Сложные идентичности
Отличием нового перечня народов России от предыдущих является и то, что он предполагает получение полноценного статистического материала не только по национальностям, но также и по входящим в состав некоторых национальностей группам. Группы эти отличаются от основного этнического массива своим языком, культурой и религией, имеют самостоятельное название, но в то же время осознают свою принадлежность к «основной» общности. Таким образом, в России впервые будет учитываться принцип отражения множественного самосознания. В перечне выделены около 20 подобных категорий учета: немцы-меннониты, греки-урумы, финны-ингерманландцы, эстонцы-сету, мордва-мокша и мордва-эрзя, лугово-восточные марийцы и горные марийцы, осетины-иронцы и осетины-дигорцы, черкесогаи (подгруппа армян с адыгейским языком); сваны, лазы и мегрелы (как подгруппы грузин), сибирские татары и татары-мишари (как подгруппы татар), тувинцы-тоджинцы и некоторые другие. Не замечать сегодня специфичность этих групп ошибочно. Так, например, осетины-иронцы и осетины-дигорцы, являясь одним народом, различаются по своей религии: иронцы -- в своем большинстве православные христиане, а дигорцы -- мусульмане. Религиозная неоднородность приводит и к существенным культурным отличиям, да и к разной политической ориентации.
Введение сложных категорий более точно отражает этническую мозаику населения России. Иначе может получиться как во время промежуточной переписи в 1994 году. Тогда в список включили, наряду с мордвой, названия групп эрзя и мокша. В итоге в самой Республике Мордовия, где групповые различия осознаются четче, мордва как народ исчезла, а появилось два других народа -- эрзя и мокша. А за пределами республики, где проживает примерно половина мордвы и где различия не так значимы, люди называли себя именно мордвой.
Я уверен, что в скором будущем мы придем к признанию принципа множественной этнической принадлежности и в таких распространенных случаях, как русский армянин, русский еврей, татарин-башкирин, эвенк-якут, аварец-андиец, даргинец-кубачинец. То есть в таких сочетаниях, когда отдельный человек (особенно родившийся в этнически смешанной семье) в равной мере владеет языком и культурой отца и матери и имеет сложное самосознание.
Националисты против национальностей
Подготовленный учеными инструментарий для статистиков построен на новых методологических принципах, учитывающих особенности современных этнических процессов. Мы старались свести к минимуму возможность идеологических, политических и бюрократических помех, препятствующих реализации гражданами права на самостоятельный выбор этнической и языковой идентификации. Однако власти страны должны все же принять дополнительные меры по противодействию националистическим силам в ряде российских республик. Речь идет о всем известных попытках увеличить любыми средствами численность так называемых «титульных» национальностей, о навязывании ассимиляционистких установок, о непризнании некоторых этнических меньшинств.
Это относится к Республике Татарстан, где власти не хотят признавать как отдельную группу кряшен (в кряшенских деревнях вызывающе строятся мечети вместо православных церквей, хотя это население исповедует православие). Это относится к Республике Башкортостан, где возможны фальсификации с записью татаро-башкирского симбиоза в западных регионах. Это касается Республики Дагестан, где давнее стремление к аваризации и даргинизации малых групп может проявиться и в ходе самого опроса населения, и до него.
Некоторые татарстанские политики и общественные деятели уже давно пытаются политизировать вопрос о списке народов в переписи 2002 года. В Госсовете республики даже было проведено специальное обсуждение этого вопроса, которое закончилось довольно резкими обращениями к Владимиру Путину и Михаилу Касьянову. Надо сказать, что ученым-этнологам уже приходилось в прошлом отвечать на подобные жалобы в Политбюро ЦК КПСС, куда обращались разные генсеки и первые секретари республик: от Жоржа Марше до Гейдара Алиева. Однако жалобами устранить этническое многообразие населения Франции и Азербайджана им все равно не удалось. Тем более это не удастся сделать в современной России.
Что касается самой категории татар, то здесь имеются два аспекта. До переписи 1926 года фактически все тюркоязычные народы России назывались татарами. Лишь позднее произошло их размежевание по самостоятельным названиям: азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, крымские татары, нагайбаки и т.п. Но до сих пор во всех переписях записывались отдельно, а затем переписывались как татары, такие группы, как кряшены и сибирские татары. Причем после всех переписей поступали жалобы со стороны представителей этих этнических групп.
Специалисты Российской академии наук (этнологи и лингвисты) выступают за право кряшен быть в списке российских национальностей, а сибирских и астраханских татар - в качестве подгрупп татар. Сегодняшняя численность этих групп небольшая, и нет никакой угрозы утраты статуса татар в Татарстане. А попытки оказать политическое давление в данном вопросе вызовут только обратную реакцию.
Валерий ТИШКОВ, директор Института этнологии и антропологии РАН