Время новостей
     N°62, 13 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2009
Смена времен года
В Москве прозвучала оратория Мендельсона «Святой Павел»
Вечер музыки Мендельсона по московским меркам -- редкость: за последние сезоны такое случалось буквально пару раз. Полтора года назад Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр представили программу оркестровых сочинений, приурочив ее к 160-летию со дня смерти композитора. Теперь вновь масштабное приношение Мендельсону, уже к 200-летию со дня рождения: в Концертном зале имени Чайковского прозвучала грандиозная оратория «Святой Павел». Вместе с Большим симфоническим оркестром (БСО) и хором Большого театра на сцену вышла международная команда солистов, дирижировал Владимир Федосеев.

Вообще-то Мендельсона у нас и без круглых дат исполняют сравнительно часто, однако речь идет по преимуществу о весьма узком круге сочинений: скрипичный концерт ми-минор, Итальянская и Шотландская симфонии плюс фрагменты из музыки к «Сну в летнюю ночь», включая знаменитый свадебный марш. Между тем Мендельсону принадлежат красивейшие трио, квартеты, оратории и еще полтора десятка симфоний. Многие из них не являются хитами лишь по недоразумению: например, до обидного редко играют Реформационную симфонию, недавно звучавшую в незабываемой интерпретации Александра Рудина (см. «Время новостей» от 5 марта). Другое дело -- оратории, такие как «Святой Павел» или «Илия»: собрать необходимый для них состав -- задача, осуществить которую в столице возможно два-три раза в десятилетие.

Впрочем, дело не только в организационных сложностях, но и в отсутствии у нас устойчивой традиции регулярного исполнения подобных сочинений. Она появляется только теперь, и решающую роль здесь играют тематические циклы Московской филармонии: «Святой Павел» прозвучал в рамках абонемента «Великие оратории», открывшегося в феврале «Мессией» Генделя и завершающегося в мае «Временами года» Гайдна. Весьма знаменательное соседство, если учесть, что «Святой Павел» (1835) был первой ораторией подобного -- свыше двух часов -- масштаба, появившейся в австро-немецкой музыке после «Времен года» (1801). Казалось бы, за треть столетия в искусстве установилась совсем иная погода, произошла необратимая смена ориентиров. Однако автор «Святого Павла» не столько ранний романтик, каким его принято считать, сколько последователь Баха, возродивший для публики его наследие и продолжающий дело великого предшественника.

Это подтвердило исполнение оратории в зале Чайковского (на сайте филармонии оно анонсировалось как премьера, хотя семь лет назад «Святой Павел» звучал в Консерватории под управлением Владимира Понькина). В интерпретации Владимира Федосеева сочинение предстало необыкновенно сдержанным, уравновешенным, полным безыскусной красоты и лишенным присущих романтической музыке контрастов. Куда больше их, например, в оратории «Илия», которую Мендельсон завершил еще через десять лет, воодушевившись успехом «Святого Павла», сыгранного за полтора года после премьеры около 50 раз.

Впрочем, едва ли в тех исполнениях участвовали солисты такого же уровня, как Лиза Милн (Великобритания), Мария Риккарда Весселинг (Швейцария), Стив Давислим (Австралия) и Николя Куржаль (Франция). Все это певцы международного класса, каждый с широчайшим опытом выступлений на крупнейших мировых сценах. Непросто собрать подобный квартет, где один лучше другого, однако самоотдача хора и оркестра произвела едва ли не более сильное впечатление. Именно хор Большого театра (главный хормейстер -- Валерий Борисов) был главным героем происходящего, именно его работа наполняла музыку самыми яркими красками.

«Святой Павел» стал удачей и для БСО, отмечающего через год 80-летие. Если предыдущие два-три сезона оркестра отчасти казались застойными, то в последние месяцы БСО вновь стремится к новым горизонтам и неожиданным сочетаниям. Полгода назад оркестр чуть ли не впервые играл Шнитке, позже представил отличную подборку китайской и венгерской музыки, теперь показал в «Святом Павле» настоящий европейский уровень. Работы с приглашенными маэстро, правда, коллективу по-прежнему не хватает -- у дирижеров со стороны БСО зачастую звучит на порядок слабее, чем у худрука. Но, судя по уровню подготовки «Святого Павла», концертов Федосеева пропускать не следует, в том числе ближайшего, с музыкой Шимановского, Шопена и Прокофьева, в середине мая. Как нельзя пропустить и «Времена года» Гайдна -- последний концерт абонемента «Великие оратории».

Илья ОВЧИННИКОВ
//  читайте тему  //  Музыка