|
|
N°62, 13 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Время разбрасывать камни
Приставы сносят незаконно построенные дома на Куршской косе
Калининградский национальный парк «Куршская коса» -- любимое место отдыха для многих жителей региона и туристов. Проводить свое время там предпочитают не только «простые смертные», но и весьма состоятельные граждане. Одних прогулок среди стройных сосен, вдыхания свежего морского воздуха или отдыха на чистом белом песчаном пляже им, однако, мало -- на косе престижно иметь недвижимость. Собственные коттеджи есть у многих представителей калининградского «бомонда» -- от силовиков до гражданских лиц. Но далеко не во всех случаях здания построены на легальных основаниях. Поскольку Куршская коса -- это национальный парк, заповедник, хозяйственная деятельность здесь существенно ограничена, и просто так отгрохать за высоким забором бунгало с окошками, похожими на бойницы, нельзя. Вернее, можно было, но, как заявляет нынешнее руководство администрации национального парка, при прежних порядках. А сейчас с таким строительством ведется непримиримый бой. Его жертвами стали два дома, построенные фирмой «Торфо», которая принадлежит видному в Калининградской области человеку -- бывшему вице-губернатору, а ныне первому вице-президенту регионального Союза промышленников и предпринимателей, а также председателю Общественной палаты региона Гарию Чмыхову.
Районная прокуратура при поддержке администрации национального парка обратилась в суд, который в феврале 2007 года признал коттеджи незаконными постройками и обязал компанию «Торфо» снести за свой счет. Однако долгое время решение не исполнялось. В отношении исполнительного директора компании Владимира Шишпора было начато соответствующее уголовное дело. И чуть более недели назад областная прокуратура сообщила, что оштрафовала должностное лицо на 20 тыс. рублей.
Первый дом приставам удалось снести в конце ноября 2008 года. Это стало событием, вышедшим за пределы не только национального парка, но и всей Калининградской области, -- по сути, был создан прецедент, показавший, что законность в спорных вопросах с недвижимостью можно таки восстановить. А вот со вторым зданием вышла заминка -- в ноябре его почему-то не тронули.
В результате в феврале 2009 года представитель службы судебных приставов обратилась в Зеленоградский райсуд с заявлением об отсрочке исполнения решения. Пристав-исполнитель ссылалась на то, что в связи с погодными условиями экскаватору невозможно подъехать к жилому дому и снести его. Выходит, болотистая местность и осадки строить дом не мешали, а вот сносить почему-то препятствуют. Попросили отложить снос до 29 апреля (юрист «Торфо» выступил на заседании с аналогичным заявлением). Представитель прокуратуры в ответ на это заметил, что ставить исполнение решения суда в зависимость от погодных условий нельзя. И суд с такой мотивировкой согласился, в отсрочке отказав. В администрации нацпарка на сей счет иронично заметили, что лучше было такую инициативу не озвучивать вовсе: ведь в конце апреля -- начале мая сносить не легче -- появятся похожие на огромных комаров «зеленухи», участятся грозы и станет беспокоить ядовитый шелкопряд.
В итоге сносом здания все же занялись. К 11 часам в назначенный день подъехала спецтехника, собрались чиновники и журналисты. «Нынешний снос хотя и не является прецедентом, как прошлогодний, но тем не менее крайне важен для наведения порядка в головах застройщиков. Всем наглядно демонстрируется, что это не показуха, не отдельная карательная акция, а планомерная работа, плоды которой мы видим уже сегодня», -- под звук урчащего экскаватора (чуть позже он, правда, сломался, но потом его починили и продолжили «разбрасывать камни») рассказывал «Времени новостей» директор администрации нацпарка Евгений Снегирев. По его словам, после сноса администрация все равно от застройщика так просто не отстанет. «Мы станем добиваться, чтобы застройщик вывез строительный мусор, демонтировал фундаменты и рекультивировал почву на земельном участке. Только после этого можно говорить о том, что ущерб природным комплексам Куршской косы компенсирован в полном объеме», -- пояснил г-н Снегирев.
Владелец «Торфо» Гарий Чмыхов, конечно, сносу домов не рад. Корреспонденту «Времени новостей» он заявил, что предъявит муниципалитету иск о возврате денег: «Все эти годы мы платили за аренду земли в Морском. Теперь потребуем вернуть деньги. Там немалая сумма -- миллионы!» Он считает, что его компания (намеревавшаяся, кстати, построить 17 домов, а успела лишь два) пострадала незаслуженно: «Участки нам выделили более десяти лет назад. Мы получили их за то, что «Торфо» разработало генеральный план застройки Морского. Все согласования провели. Мы же очистные сооружения хотели там сделать для поселка. Это немалые деньги! Если мне покажут еще хоть одну организацию, которая столько же сделала для косы, буду очень рад. В том, что признали все незаконным, вина наших юристов. Дома построили, а нормально не оформили. Но тогда уж на косе нелегальным надо считать вообще все. Почему только нас наказали? Не знаю. Может, это и есть коррупция? Но наш принцип -- никому ни копейки не платить. Если бы я лично занимался этими вопросами, то все, думаю, было бы нормально».
Вадим СМИРНОВ, Калининград