Время новостей
     N°60, 09 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2009
Удивляй и властвуй
Венгрия беспокоится по поводу продажи «Сургутнефтегазу» доли в MOL
В Венгрии нарастают страсти относительно недавней покупки «Сургутнефтегазом» компании MOL. В полку несогласных с этой сделкой членов правительства и парламента прибыло: вчера президент страны Ласло Шойом в ходе встречи с президентом MOL Жолтом Хернади выразил обеспокоенность продажей доли в MOL российской компании. «Он просил правительство принять во внимание возможные последствия сделки, ее безопасность для энергоснабжения страны, а также предостерег относительно любых шагов, которые могут быть сделаны по этой сделке», -- цитирует Интерфакс сообщение канцелярии президента. За день до этого российский посол был вызван в венгерский МИД, где госсекретарь ведомства Ене Фаллер высказал «удивление сделкой», а также запросил дополнительную информацию о ней. Покупка российской компанией доли MOL заметно обострила политическую ситуацию в Венгрии.

«Сургутнефтегаз» сообщил о приобретении 21,2% акций MOL у австрийской OMV, которая безуспешно пыталась ее поглотить, в конце марта. Российская компания заплатили за ценные бумаги 1,4 млрд евро, практически вдвое больше их рыночной стоимости. В прошлом году MOL добыла 1,9 млн тонн нефти, 2,5 млрд кубометров газа, переработала около 18 млн тонн нефти. Основные нефтеперерабатывающие активы MOL -- Duna в венгерском Сазхаломбатте и Slovnaft в словацкой Братиславе. Компании принадлежат НПЗ Zala и Tisza, а также завод по производству смазок и присадок Almasfuzito. Кроме того, MOL владеет сбытовой сетью, в которую входит около 1 тыс. АЗС. Представлена компания и на российском рынке: ей принадлежит 50% в СП с «Русснефтью» по разработке Западно-Малобалыкского месторождения (сейчас венгерская компания ведет тяжбы с «Русснефтью»). Чистая прибыль MOL за прошлый год составила 823 млн долларов.

Доля в MOL стала первой зарубежной покупкой «Сургутнефтегаза», единственной российской нефтяной компании, которая не обременена займами и располагает около 15 млрд долл. Эксперты отмечают, что «Сургутнефтегаз» переплатил за долю в MOL почти вдвое. «Когда наши компании пытаются выйти на европейский рынок, на который сложно прорваться, сделки получаются очень дорогими. Этот рынок волатилен, и понятие стоимости приобретает философский характер. Кроме того, надо иметь в виду, что решение о стратегической сделке «Сургутнефтегаз» мог принять не по своей инициативе, а по рекомендации», -- полагает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров.

По его мнению, активы MOL должны повысить уровень переработки «Сургутнефтегаза»: «MOL -- актив хороший, который получает сбалансированную прибыль. У нее в отличие от «Сургутнефтегаза» высокий коэффициент вертикальной интеграции. Участие российской компании в MOL сможет этот коэффициент поднять». В прошлом году «Сургутнефтегаз» добыл 61,8 млн тонн нефти, а переработал на своем единственном до последнего времени НПЗ в Киришах 22 млн тонн. По мнению г-на Нестерова, сделка выгодна и для венгерской компании: «Сургутнефтегаз», например, может договориться о поставках нефти на льготных условиях. Российская компания может загружать НПЗ в соответствии со своей долей в MOL». Кроме того, «Сургутнефтегаз» гарантирует поставки нефти по трубопроводу «Дружба» даже после ввода в строй БТС-2, по которой российская нефть, которая раньше шла в Восточную Европу, будет переориентирована на Балтику. «Не стоит забывать, что MOL сама представлена в России, и дружба с российскими властями пойдет ей только на пользу», -- полагает г-н Нестеров.

Известие о покупке «Сургутнефтегазом» доли в MOL вызвало в Венгрии волну критики. В парламент был приглашен г-н Хернади, который заявил, что «приобретение «Сургутенефтегазом» доли в MOL поднимает вопросы энергетической независимости и поставок, затрагивающие страны, где работает MOL, -- Венгрию, Словакию и Хорватию». «Намерения российской компании неясны, а несколько параметров сделки удивляют», -- цитирует AFP г-на Хернади. В частности, глава MOL подозревает, что австрийская OMV могла выступить «ширмой для «Сургутнефтегаза», потому что сумма, за которую она продала ему 21,2% компании, практически совпадает с той, что сама OMV заплатила за MOL. «Сделка не может рассматриваться как дружеский шаг и никогда не будет считаться таковым. Вопрос в том, будем ли мы расценивать ее как враждебную или просто несогласованную», -- заявлял г-н Хернади. Между тем ранее в MOL заявляли, что не имеют с «Сургутнефтегазом» стратегических отношений и что российская компания является лишь инвестором. Однако регулятор финансового рынка Венгрии (PSZAF) начал проверку сделки «Сургутнефтегаза» и OMV.

Политическая обстановка в Венгрии остается напряженной -- в марте в отставку подал премьер-министр Ференц Дюрчань, которому было не под силу проводить антикризисную политику. Новым премьером стал его протеже -- Гордон Байнаи, который пока не высказал своего отношения к сделке. Между тем ситуацию с продажей акций MOL теперь не прочь использовать и другие политические силы. Венгерская оппозиционная партия Fidesz заявила, что переход MOL к русским очевидно противоречит и национальным, и европейским интересам». «Сделка такого масштаба должна была заранее согласовываться с венгерскими властями. Этого не произошло, поэтому она теперь и имеет такой резонанс», -- рассказал «Времени новостей» информированный источник в Будапеште. По его словам, в правительстве действительно ничего не знали о предстоящей продаже «Сургутнефтегазу» доли в MOL -- этот вопрос не обсуждался даже во время визита премьера Дюрчаня в Москву в начале марта. Как заявляет источник, венгров смущают два факта, связанных с крайней непрозрачностью «Сургутнефтегаза»: «Во-первых, здесь активно обсуждается, что эта сделка -- отмывание денег российской компанией, о которой так мало известно. Во-вторых, никто не знает конечных акционеров компании, к которым причисляют ведущих российских политиков». По его словам, нагнетают страсти по поводу сделки и венгерские акционеры MOL, которые боятся, что не смогут договориться с «Сургутнефтегазом» об управлении компанией. Активно разыгрывает создавшуюся ситуацию с максимальной для себя выгодой и оппозиция. «До выборов остался год. Сейчас очки пытается набрать оппозиция, обвиняя правительство в предательстве национальных интересов. При этом если г-н Дюрчань считался довольно близким Кремлю, то оппозиционные партии смотрят скорее в сторону Европы, и с ними России будет сложнее договариваться», -- считает источник.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ