Время новостей
     N°59, 08 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2009
Обвинение и разъяснение
Прокуроры приступили к оглашению нового списка преступлений Ходорковского
В Хамовническом райсуде Москвы, где проходит процесс по второму уголовному делу бывшего президента ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева, прокуроры вчера приступили к оглашению обвинительного заключения. Следствие, как известно, вменяет опальным олигархам хищение и легализацию почти триллиона рублей. Но, хотя судебные слушания начались больше недели назад, до сих пор гособвинители не могли приступить к изложению конкретных претензий к Ходорковскому и Лебедеву. Все это время суд занимался рассмотрением ходатайств их защиты.

Вчера представитель Генпрокуратуры Валерий Лахтин успел зачитать только 24 страницы. Но уже из них следовало, что следствие считает Ходорковского не только организатором преступной группы, которая занималась хищением акций и нефти, но и соучастником своего бывшего соратника Леонида Невзлина. Последний уже давно живет в Израиле, а российские власти считают его виновным в организации ряда заказных убийств, за что в августе прошлого года он был заочно приговорен к пожизненному заключению.

Началось вчерашнее заседание с представления еще одного гособвинителя, которого Генпрокуратура направила в помощь Дмитрию Шохину, Валерию Лахтину и Валентине Ковалихиной. Четвертым прокурором стала Гюльчехра Ибрагимова. Она известна тем, что представляла обвинение на процессе по делу об убийстве зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова. В прокуратуре усиление стороны обвинения объяснили активностью защиты. Интересы Михаила Ходорковского и Платона Лебедева представляют 13 адвокатов, и на прокуроров, по словам представителей Генпрокуратуры, ложится слишком большой объем работы.

Далее с заявлением выступил экс-глава ЮКОСа, который сообщил, что он был полностью лишен права знать, в чем его обвиняют. По словам г-на Ходорковского, следователь Салават Каримов составил обвинение «в расплывчатых и непонятных терминах, использовал заведомо противоречивые заявления, выходящие за пределы предъявленных статей». Как сказал подсудимый, следствие неоднократно отказывалось от разъяснения «непонятных терминов». «Я зафиксировал этот отказ во всех доступных мне процессуальных формах, и следствие, к моему удивлению, честно удостоверило факт своего отказа своими подписями в протоколах», -- заявил Михаил Ходорковский. Также он попросил прокуроров объяснить ему суть обвинения «прямо сейчас». В ответ гособвинитель Лахтин сказал о том, что сущность обвинения уже была разъяснена обвиняемым, отметив, что они достаточно образованные люди для того, чтобы понять, что именно им вменяют.

Платон Лебедев в свою очередь заявил, что он вообще отказывается понимать такие «бредовые и абсурдные» обвинения, предположив, что гособвинителям Лахтину и Шохину, которые «ни на йоту не отходят от бредового обвинительного заключения», нужно пройти судебно-психиатрическую экспертизу. «Неужели в Генпрокуратуре открыли новое отделение имени Кащенко? Кто ходит на доклады к Чайке и врет ему? И он потом должен рассказывать всем то же самое? Неужели вы действительно хотите, чтобы это увидел весь мир?» -- сказал г-н Лебедев, обращаясь к прокурорам. Как заявил адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, защитники подсудимых намерены обратиться с жалобами на имя генпрокурора РФ в том случае, если обвинение бывшим руководителям компании так и не будет разъяснено.

Затем защита заявила, что на этой стадии процесса у нее больше нет ходатайств, и заседание наконец-то подошло к сути обвинений. Из первых страниц многотомного сочинения прокуратуры стало ясно, что опального олигарха собираются обвинить во всех тяжких. В частности, как сказано в заключении, обвинение считает, что г-н Ходорковский давал своему бывшему соратнику, также акционеру ЮКОСа Леониду Невзлину указания «по нейтрализации и противодействию конкурентов по бизнесу». Правда, какое это отношение имеет к исследуемому уголовному делу, в котором речь идет исключительно об экономических преступлениях, осталось не понятно. Кроме того, согласно оглашенным данным, в организованную группу под руководством Михаила Ходорковского и Платона Лебедева входили крупнейшие акционеры и топ-менеджеры ЮКОСа. Среди имен, которые фигурируют в обвинительном заключении, -- Леонид Невзлин, Дмитрий Гололобов, Василий Алексанян, Михаил Брудно и Василий Шахновский. По мнению обвинения, Алексанян и Гололобов как руководители правового управления компании «ЮКОС-Москва» должны были разрабатывать планы и схемы хищения акций, а также обеспечивать принятие решений «в интересах членов организованной группы».

Как долго продлится чтение обвинительного заключения, не знают даже адвокаты. Как предположил Вадим Клювгант, гособвинители зачитают суду лишь фабулу обвинительного заключения -- постановления о привлечении Ходорковского и Лебедева в качестве обвиняемых. Оно составляет 290 страниц. «Если же прокурор решит читать все обвинительное заключение, которое находится в материалах уголовного дела, то оно составляет 14 томов, а в каждом томе примерно по 300--350 страниц», -- сказал защитник.

Сергей МИНЕНКО
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа