|
|
N°60, 09 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Евкуров против синекуры
Ингушетия ищет методы искоренения коррупции
Следственное управление по Ингушетии Следственного комитета при прокуратуре обвинило вчера в подлоге и злоупотреблении должностными полномочиями заместителя министра строительства этой республики. Замминистра выписывал справки о проведении работ по строительству пяти жилых домов в поселке Яндаре, а работы на самом деле не проводились. Общая стоимость проекта составляла около 540 млн руб., из которых 81 млн пропал без вести стараниями чиновника. Контракт был заключен еще в 2007 году -- задолго до назначения нового президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, который объявил беспощадную борьбу с коррупцией одним из своих приоритетов. Практика Северного Кавказа такова, что эта борьба редко идет дальше демагогических обещаний или в лучшем случае тихих отставок совсем уж проворовавшихся чиновников.
Реальные уголовные обвинения выдвигаются нечасто, и расследование в ингушском министерстве строительства, безусловно, прецедент. Тем более что именно строительство было любимой сферой предоставления парадной отчетности о выдающихся достижениях при прежнем ингушском президенте Мурате Зязикове. Миллионов квадратных метров, о которых докладывали Кремлю с 2002 по 2008 год, должно было, кажется, хватить на всю республику. И следователей, похоже, в связи с этим ждет еще немало удивительных открытий.
Конец прошлой недели едва не ознаменовался в Ингушетии еще одним скандалом на почве борьбы с коррупцией. Президент Евкуров уволил главу своей администрации Ибрагима Точиева, назначенного сразу же после утверждения в должности самого г-на Евкурова. Поначалу это увольнение интерпретировали как результат категорического отказа г-на Точиева подписать заявление об увольнении по собственному желанию с открытой датой. Такие заявления президент якобы раздал ингушским чиновникам, чтобы облегчить процедуру увольнения наиболее нерадивых и нечистоплотных. Однако позже выяснилось, что раздача заявлений была инициативой самого г-на Точиева. И судя по всему, президента не устроило не столько содержание, сколько форма этого нововведения, о котором его не поставили в известность. В самой Ингушетии, во всяком случае, подчеркивают, что отношения между президентом и уволенным главой администрации не испортились.
Г-н Точиев начал свою карьеру как глава Джейрахского района при первом президенте Руслане Аушеве. Поэтому его увольнение было воспринято как ослабление позиций аушевской команды, часть представителей которой вернулись во власть после отставки Мурата Зязикова. Их возвращение приветствовала оппозиция, около полутора лет призывавшая Кремль уволить г-на Зязикова. Теперь замену главы администрации поспешили интерпретировать как признак растущей напряженности между бывшими оппозиционерами, остающимися самой активной частью гражданского общества республики, и президентом Евкуровым. Однако состоявшееся также в конце прошлой недели назначение президентского пресс-секретаря говорит о том, что г-н Евкуров стремится не допустить нового раскола. Пресс-секретарем стал один из лидеров оппозиционной молодежи, адвокат Калой Ахильгов, защищавший, в частности, интернет-издание «Ингушетия.ru», закрытия которого многократно добивалась администрация Зязикова. А скандал, вызванный убийством в сентябре прошлого года владельца сайта Магомеда Евлоева, по сути, стал поводом к досрочной отставке г-на Зязикова.
Г-н Евкуров по-прежнему старается выстроить доверительные отношения с большинством гражданского населения республики, чтобы оно перестало симпатизировать активным боевикам. Для этого необходимы не только антикоррупционные и кадровые меры, но и жесткая регламентация работы в республике федеральных силовых структур. На недавнем совещании с силовиками президент потребовал от милиционеров останавливать на постах любой транспорт, двигающийся в ночное время, ведь именно ночью происходит большая часть бесследных исчезновений, которые потом приписываются спецслужбам. Агентства передали было, что прокурор республики Юрий Турыгин даже предложил гражданам в порядке самообороны отстреливаться от неизвестных ночных посетителей из доступного оружия, поскольку никакие официальные структуры ночных спецопераций якобы не проводят. Но сам прокурор поспешил заявить, что никого не призывал к действиям, выходящим за рамки российского законодательства.
Общий криминальный фон в Ингушетии между тем остается весьма мрачным, хотя далеко не все инциденты имеют отношение к террору. В понедельник, к примеру, стало известно, что в ДТП погиб заместитель министра внутренних дел Ингушетии по кадрам Руслан Арчаков, -- и как всегда на Кавказе, мало кто верит в случайность рокового столкновения машины офицера с большегрузным грузовиком.
Иван СУХОВ