|
|
N°58, 07 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На руку друга и верный крюк
«Мой кровавый Валентин 3-D» на московских экранах
Том Ханнигер (Йенсен Эклз) возвращается в свой родной шахтерский городок через десять лет после того, как там случилась чудовищная бойня, унесшая жизни двух с лишним десятков человек: сумасшедший шахтер, вооруженный киркой и респиратором, покрошил в мелкий винегрет добропорядочных граждан и вроде бы навсегда скрылся в провалах катакомб. С приездом Тома убийства, совершаемые старым, проверенным еще со времен Льва Давидовича Троцкого методом, начинаются вновь, и нетрудно догадаться, кто оказывается главным подозреваемым. В невиновность Тома не верит разве что его подруга юности Сара (Джеми Кинг), которая явно не растеряла теплых чувств к вернувшемуся, но за время разлуки успела выйти замуж за местного полисмена Акселя (Керр Смит). Пока окружающие теряются в догадках, что именно происходит, число жертв маньяка увеличивается не то чтобы медленно, но уж точно верно, а в коробках конфет в виде сердечек, предназначенных как раз к удачно выпавшему по календарю Дню всех влюбленных, все чаще находят не шоколадное ассорти, а весьма неаккуратно препарированные органы...
Впервые фильм на эту мертвотрепещущую тему увидел свет в 1981 году -- «Мой кровавый Валентин» работы Джорджа Михалки появился на кровавой волне успеха «Пятницы, 13» (задавшей канон подобного рода продукции на десятилетия вперед) и выделялся среди бесчисленных «пятничных» клонов достаточно беспрецедентной жестокостью. В конце концов (как говорят, не без влияния случившегося в отчетный период убийства Джона Леннона) фильм сократили почти на десять минут и только таким образом смогли вывести его из полупорнографической категории Х в чуть более гуманную R. Картина обрела негромкий, но вполне культовый статус (в частности, ее названием воспользовалась одна очень хорошая ирландская группа, игравшая пост-панк) и была, пожалуй, на самом деле поинтереснее аналогичных расчленительных ужастиков того времени, так что лучшего объекта для создания современного ремейка было не найти. Тем более что в новой версии этого «шахтинского дела» в свои права вступало принципиально новое измерение. «Мой кровавый Валентин» стал первым фильмом, снятым в формате Real-D (то есть трехмерного аттракциона, в котором стереоэффект сохраняется на протяжении всего действия, и специальные очки не надо, как раньше, то снимать, то надевать; совсем недавно мы могли убедиться в действенности этого метода на «Путешествии к центру Земли»), который был удостоен того же самого R-рейтинга: тоннели шахты, разверзающиеся прямо перед потрясенным взором, -- это еще ничего, но когда дело доходит непосредственно до работы киркой, впору закрывать лицо руками -- ну ведь и вправду же ошметки еще недавно живой плоти летят прямо в лицо. И надо сказать, в данном случае имеет место не только чисто технический эффект, но и вполне очевидные режиссерские навыки. Патрик Люссьер, человек, творческому пути которого может позавидовать практически любой понимающий адепт жанра (он работал монтажером у Уэса Крейвена -- как на последнем «Кошмаре на улице Вязов» и «Криках», так и на музыкальной мелодраме «Музыка сердца» с Мерил Стрип, монтировал юбилейный «Хеллоуин-Н20» и американский ремейк «Глаза», а также собственноручно режиссировал трилогию о Дракуле в XX--XXI веках, фильмы абсолютно мусорные, но не лишенные замогильного обаяния), сумел сделать почти идеальный тинейджерский слэшер (то есть фильм, в котором самое главное -- это угадывать, в какой последовательности молодые герои отправятся к праотцам), по-своему культурный, остроумный и жестокий. Он неплохо смотрелся бы и в обычном формате, но в очках от него просто невозможно отвести глаз, хотя временами и очень хочется. Тем более -- и этого на самом деле вряд ли ожидают зрители, не знакомые с оригиналом, -- здесь есть не только вакханалия непрерывного насилия, но и на самом деле мощный (пусть не сильно свежий, отсылающий чуть не к хичкоковскому «Психозу»), но действенный сценарный кульбит.
Так или иначе, но «Мой кровавый Валентин» в нынешнем его качестве кажется по-настоящему удачным. И нет сомнений, что если через десяток-другой лет придумают еще какой-нибудь кроме трехмерных очков способ удивить почтеннейшую публику и вплотную приблизить ее к происходящему на экране (ежели таковой к тому моменту еще будет иметь место), то среди фильмов, достойных пересъемки, будет и он. А пока «городок наш ничего, населенье таково»... Смотрите во все глаза. И не говорите потом, что не видели.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ