Время новостей
     N°58, 07 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2009
Ручное управление
Экономисты об отчете Путина перед Думой
Корреспонденты "Времени новостей" Вера СИТНИНА, Ирина СКЛЯРОВА и Юлия МИРОНОВА решили узнать у экономистов, просматривается ли в отчете премьер-министра перед Думой логика будущих действий правительства и чего можно ожидать от реализации антикризисного плана.

"Главное-не впрыскивать слишком много денег через бюджетные каналы"

Антон СТРУЧЕНЕВСКИЙ, старший экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог»:

-- Очень хорошо, что правительство ставит перед собой такие масштабные задачи, как снижение инфляции и дефицита бюджета, улучшение социальной политики. Я считаю, что возможности для их реализации есть. Реальные возможности для повышения социальных расходов при одновременном снижении бюджетного дефицита существуют. Есть большой простор для творчества в вопросе повышения эффективности государственных расходов. Простой пример -- пик платежей у нас всегда приходится на декабрь.

Меня очень порадовало, что премьер-министр говорит о необходимости борьбы с инфляцией, ставит задачи по ее сокращению в ближайшие три года и обещает понизить ставку рефинансирования при условии снижения инфляции. Я считаю, что это абсолютно реальные задачи. Более того, уровня инфляции в 8% можно достичь уже в будущем году. Это чрезвычайно важная задача. Ранее высокая инфляция не оказывала негативного влияния на макроэкономическую политику, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Она не ослабляла обменный курс рубля, потому что приток валюты был значительно выше оттока. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Мы перешли от политики таргетирования валютного курса к режиму свободного плавания. И инфляция становится ключевым индикатором, способным дестабилизировать обстановку. Укрепление рубля ведет к росту импорта, рост импорта -- к снижению торгового баланса, что вызывает необходимость новой девальвации. Но правительство действует очень осторожно. Я очень высоко оцениваю макроэкономическую политику, проводимую в этом году. Теперь главное -- не впрыскивать слишком много денег через бюджетные каналы.

"Бездефицитный бюджет возможен уже в следующем году"

Владимир ТИХОМИРОВ, главный экономист компании «Уралсиб»:

-- Правительство будет более осторожно подходить к бюджетным расходам, не раздавая деньги направо и налево, но одновременно помогать значимым предприятиям, чтобы не допустить роста социальной напряженности. Фактически это означает ручное управление экономикой. Но правительство не скрывало этого и ранее.

Заявленное продолжение пенсионной и тарифной реформ очень важно. Это свидетельствует о готовности правительства продолжать их, несмотря на трудные кризисные времена. Но если этим не заниматься, через пять--десять лет у нас половина федерального бюджета будет уходить на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Аналогичная ситуация и с инвестиционными программами естественных монополий. Но, с другой стороны, рост тарифов естественных монополий не позволяет говорить о быстром снижении инфляции. Я с осторожностью смотрю на перспективы достижения ее уровня в 8% через три года. Последнее значимое повышение тарифов запланировано на 2011 год. Таким образом, только с 2012-го можно будет говорить о тренде снижения инфляции.

А вот снижения бюджетного дефицита, на мой взгляд, можно достичь даже быстрее, чем обещает правительство. Хороший ресурс -- это снижение госрасходов на административный персонал. Если нефть будет стоить выше 50 долл. за баррель и экономика начнет понемногу выходить из кризиса, бездефицитный бюджет возможен уже в следующем году. Думаю, что правительство занимает консервативную позицию, опасаясь, что кризис может затянуться.

"Социальная поддержка не может называться антикризисной мерой"

Игорь НИКОЛАЕВ, глава департамента стратегического анализа ФБК:

-- Неожиданных заявлений в речи Путина не было, все озвученное находилось в рамках ранее обнародованной программы. На повышение устойчивости финансовой системы выделяется триллион рублей. По сути, это продолжение бессистемной хаотичной борьбы с кризисом. То, что борьба с кризисом через закачку денег в банки была бессистемной с самого начала, доказывают нынешние неутешительные показатели в экономике. У банков уже «несварение» денег, они не выдают кредитов, но триллионы туда все идут.

Упор делается на то, что социальные расходы государство исполнит в полном объеме и будет неуклонно увеличивать, но социальная поддержка не может называться антикризисной мерой. В этом главное противоречие премьерского выступления. Меры социальной защиты смягчат последствия кризиса для населения, но не оживят мотор экономики, макроэкономические показатели падать не перестанут. Это скорее не антикризисные, а прокризисные меры. Берутся завышенные социальные обязательства, а если вдруг через год или два бюджетные показатели будут таковы, что исполнение обязательств окажется под вопросом? Снизить их уже будет нельзя.

"Мы не услышали, как будет восстанавливаться деловая активность"

Елена МАТРОСОВА, руководитель центра макроэкономических исследований «БДО Юникон»:

-- Несмотря на кажущуюся противоречивость выступления премьер-министра, логика в построении его речи есть. Перед Путиным сейчас две задачи: борьба с кризисом и работа в рамках стратегии развития. Он премьер и не может зацикливаться только на кризисе, выступая перед Думой. Отсюда и разнобой в темах. Путин затронул много точечных проблем: от заморозки тарифов до исполнительской дисциплины. При этом, говоря о тенденциях экономики и способах противодействия мировому кризису, акцент нужно было сделать на инструментах восстановления деловой активности. Этого мы не услышали.

Также не прозвучало ответов на злободневные вопросы. Почему, к примеру, на фоне углубления кризисных явлений растут рубль и российские фондовые индексы? Что делать с просроченной задолженностью банков и корпоративными долгами? Будут ли приниматься меры к поддержке спроса? Наконец, что будет делать государство, когда станет понятно, что налоговые доходы собираются в гораздо меньшем объеме, чем это было запланировано? Ведь большинство предприятий сегодня заявляет о том, что работает с убытком.

"Есть резервы для модернизации налоговой системы"

Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Института экономики РАН:

-- Владимир Путин сделал то, что от него ждали, -- в основном наобещал денег. Например, еще раз подтвердил, что будет валоризация (организованное повышение. -- Ред.) пенсий (заработанных до 1991 года -- Ред.). То, что с 2010 года не будут повышать ЕСН, -- правильно, но и этого решения от правительства ждали. Только не нужно было еще в октябре прошлого принимать недостаточно продуманное и просчитанное решение. Уже тогда было очевидно, что его невозможно реализовать в нынешних социально-экономических условиях.

Спасибо премьеру, что защитил 13- процентную ставку подоходного налога, эта мера сыграла свою положительную роль. Но все-таки еще есть резервы для дальнейшей модернизации налоговой системы. В частности, можно освободить от налогов граждан с доходами ниже прожиточного минимума -- это поможет оживлению внутреннего спроса.