Время новостей
     N°58, 07 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2009
Мозги возьмут штурмом
Разработан стратегический план обеспечения военнослужащих СМИ и Интернетом
В стратегии социального развития Вооруженных сил России до 2020 года есть и такой самостоятельный раздел -- «совершенствование информационного обеспечения, формирование качественно новой информационной среды». Цель этих действий понятна: граждане должны лучше знать об армии, а армия обязана быть лучше информированной о жизни общества, страны и мира. Для этого Главное управление воспитательной работы вооруженных сил разработало стратегический план информационного обслуживания военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, ветеранов, военных пенсионеров и членов семей военных. Понятно, что новый план направлен на создание нового облика вооруженных сил, то есть является частью начавшейся в России крупнейшей за последние 40 лет военной реформы.

Начальник Главного управления воспитательной работы (ГУВР) генерал-лейтенант Анатолий Башлаков недавно признал: в информационном обслуживании войск мы «существенно отстаем от ведущих армий мира и от гражданского сектора центральных регионов России». По его словам, "отстаем на порядок". Действительно, в отдаленных гарнизонах, в «медвежьих углах» солдаты и офицеры часто могут смотреть лишь одну телевизионную программу. А кое-где и ни одной -- на отдаленных полигонах, на кораблях в море.

Статистики Министерства обороны посчитали: суммарная потеря военной аудитории государственного внутрироссийского радиовещания составила 550 тыс. человек. В основном в отдаленных гарнизонах и в основном из-за прекращения государственного финансирования содержания мощных радиопередатчиков, из-за износа оборудования, сокращения поставок в войска радиоприемников. Та же ситуация с печатными СМИ. Наконец, руководство ГУВР сетует, что в войсках практически не используются возможности сети Интернет. Опрос в войсках дал печальный результат: лишь 11% военнослужащих удовлетворены информационными услугами.

Стратегический план предусматривает создание современной системы информационного обслуживания армии. «Информационным влиянием» собираются охватить самих военнослужащих, гражданский персонал, ветеранов и военных пенсионеров, членов семей офицеров. А на основе новых информационных технологий повысить качество воинского обучения и воспитания. Минимальный набор информационных услуг для всех, независимо от места службы, будет включать предоставление общедоступных телевизионных и радиоканалов, обеспечение качественными российскими печатными изданиями и доступ в Интернет. В плане честно подчеркивается, что доступ будет контролируемым.

Конечно, не совсем ясно, что это за общедоступные каналы и качественные печатные СМИ. Почему бы не назвать их «поименно». Вероятно, как это часто бывает, конкретика достанется какой-нибудь шифрованной директиве.

За минимальным набором идет набор рациональный. Его собираются реализовать к 2012 году. В этом наборе предусматривается значительное расширение объема и качества услуг «на основе новых информационных технологий, передового отечественного и зарубежного опыта с широким использованием возможностей гражданского сектора и платных услуг». Здесь, как видим, от конкретики ушли еще дальше.

Стратегический план решительным образом должен изменить информационные системы Минобороны. Теле- и радиовещание будет цифровым. В пакет обязательных включат телеканал «Звезда», радио «Звезда-FM», региональные телеканалы и радиостанции. Всего телерадиостудий округов и флотов, телецентров и студий дивизий и бригад планируется создать более 40. Отдаленные гарнизоны и базовые военные городки оснастят спутниковым оборудованием, в войска поступят подвижные телестудии, цифровые автотипографии, автоклубы. Сеть телерадиостудий будет создана в военных округах и на флотах, в формируемых бригадах и на военных базах за пределами России. В 2009--2011 годах на покупку оборудования для приема спутникового телевидения выделено 18 млн руб., на телевизионные приемники -- 112 млн, на радиоузлы -- 65 млн рублей.

Намечено развивать центральный печатный орган Министерства обороны газету «Красная звезда» -- при помощи «современных издательских технологий». Планируется открыть дополнительные пункты децентрализованной печати -- сколько, не говорится. Вообще в состав редакции «Красной звезды» могут быть включены некоторые ведомственные журналы, газеты военных округов и флотов -- в качестве филиалов объединенной медиаструктуры. Это позволит, полагает генерал Башлаков, «при сокращении общей численности нарастить творческий потенциал, расширить корреспондентскую сеть и диапазон услуг». Расширят и коллективную подписку гарнизонных библиотек, улучшат полиграфию многотиражных газет, закупят новые походные автотипографии.

Запланировано увеличение аудитории военных интернет-пользователей -- за счет оборудования компьютерных классов и абонентских пунктов в библиотеках и общежитиях, выпусков интернет-версий печатных военных СМИ, обеспечения доступа к государственным информационным ресурсам.

Минобороны не скрывает, что намерено усилить влияние «на содержательную сторону деятельности» СМИ. Имеется в виду включение «в контент общероссийских и региональных каналов» медиапроектов, популяризирующих службу в вооруженных силах. Военные чаще будут привлекать журналистов к освещению различного рода учений, мероприятий оперативной подготовки и жизнедеятельности войск. Министерство обороны будет заказывать художественные и документальные фильмы патриотической направленности, закупать для воинских частей уже готовые киноленты. Будут проводить и конкурсы журналистов в том же духе.

Теперь о том, как стратегический план будет воплощаться в жизнь. Тут и совершенствование нормативно-правовой базы, и «создание системы взаимодействия» с Минкомсвязи, «Роспечатью», «Почтой России», телевизионными каналами, и привлечение к сотрудничеству высококвалифицированных управленцев и специалистов, и «внедрение механизмов конкуренции». Предусмотрен переход на государственные бюджетные задания для подведомственных Минобороны электронных и печатных средств массовой информации.

Лучшие ведомственные газеты и журналы будут поощряться грантами, труд журналистов обещают оплачивать в зависимости «от качества и результатов деятельности».

Реализовать стратегический план военные намерены в три этапа. В 2009--2012 годах ввести цифровой формат принимаемых в гарнизонах телепередач, создать интернет-сайты печатных военных СМИ. В 2013--2017 годах увеличить объем печатных СМИ, обеспечить доступ в Интернет для 85% военнослужащих. В 2018--2020 годах обеспечить спутниковым и кабельным ТВ все казармы и общежития, довести номы подписки до уровня 20 газет на 100 военнослужащих, завершить обеспечение воинских частей абонентскими пунктами сети Интернет.

Организационно информационная составляющая идеологического фронта будет сконцентрирована в холдинговой компании «Красная звезда», куда войдут и телеканал «Звезда», и Центральная телерадиостудия вооруженных сил («Славянка), и печатные СМИ. А весь этот конгломерат войдет в состав ОАО «Оборонсервис».

Конечная цель всех усилий -- довести удовлетворенность военнослужащих информационным обслуживанием до 90% и выйти на показатели ведущих армий мира. Если, конечно, кризис не помешает или планы не изменятся.

Военные СМИ России сегодня составляют: газета «Красная звезда» -- тираж 48 тыс. экз.; журналы: «Ориентир» -- 17 тыс., «Воин России» -- 9,49 тыс. экз., «Морской сборник» -- 2,6 тыс., «Зарубежное военное обозрение» -- 6,1 тыс., «Военно-исторический журнал» -- 3 тыс., «Военно-медицинский журнал» -- 3 тыс., «Армейский сборник» -- 3 тыс. экз., «Российское военное обозрение» -- 2 тыс. экз. плюс 500 экз. на английском языке. Газеты видов вооруженных сил и родов войск -- 12 периодических изданий общим тиражом 150 тыс. экземпляров.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Реформа вооруженных сил