|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дискуссии не получилось
Объективно информировать, полноценно просвещать и качественно развлекать -- эти три задачи призвано решать телевидение. Пока получается не очень. Весь март, завершившийся собранием (чрезвычайным съездом) кинематографистов в Гостином дворе, телевидение упорно, активно, а главное, щедро предоставляло драгоценное эфирное время уважаемому Н.С. Михалкову. Он решал задачу удержания власти в СК с нешуточным размахом. Его пресс-конференцию и собрание в Гостином дворе целиком показывал госканал «Вести». Остальные каналы транслировали почти исключительно его точку зрения на конфликт с коллегами. Не менее уважаемому Марлену Хуциеву, избранному на декабрьском съезде председателем СК, захоти он соответствовать по объему вещания Никите Михалкову, пришлось бы по коммерческим расценкам покупать телевизионное время, на что ушли бы миллионы рублей. Такой возможности, понятное дело, у Марлена Мартыновича нет. А вот Н.С. Михалкову и тратиться не пришлось -- его ТВ обеспечило задаром, отчего произошел перекос и непонимание в восприятии простыми гражданами, далекими от кино, затянувшегося противостояния в славном Союзе кинематографистов.
«Дискуссии не получилось, как, впрочем, и всегда», -- как сказал бы Александр Гордон, завершая «Закрытый показ». Он собственно именно так и высказался после вялотекущего обсуждения фильма «Яр». А до того, обсуждая лучшую картину минувшего года «Дикое поле», тоже выразил недовольство, что настоящего спора не получается. Не умеет этого наше ТВ.
Но видимость обсуждения и дискуссии оно имитирует довольно ловко.
«Они ничего не стесняются, их ничего не стесняет», -- так анонсируется программа «Нереальная политика». Там видимость активной общественной жизни разыгрывает трескучая Тина Канделаки и надутый и важный от приближенности как раз к реальной политике Андрей Колесников.
Видимость актуальных новостей регулярно демонстрирует благополучный канал «Евроньюс». Если смотреть только его, то складывается полное впечатление, что старушка-Европа изнывает от отсутствия хоть каких-нибудь событий: настолько мелкие и несущественные сюжеты неоднократно повторяются на этом канале.
Удача просвещенного и просвещающего телевидения -- программа «Школа злословия», где гостем был историк, краевед , консультант общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. Достойный и убедительный разговор о том, как непоказной патриотизм честных людей, их готовность к ежедневным усилиям помогают решать важные для всех вопросы сохранения бесценного исторического облика нашей столицы. За десять лет «Архнадзору» в нелегкой борьбе удалось отстоять десять исторических архитектурных памятников Москвы.
Просвещению способствовал 200-летний юбилей Николая Васильевича Гоголя. Сама дата случилась 1 апреля, но готовиться начали загодя. Дорогостоящий, амбициозный, наполненный телевизионными визуальными изысками проект Леонида Парфенова «Птица-Гоголь», на мой взгляд, безусловно, превзошел артист Сергей Дрейден. На канале «Культура» в постановке Алексея Левинского «Немая сцена» Дрейден в пустом, без декораций павильоне, один за всех разыграл гоголевскую комедию «Ревизор» -- и это был лучший подарок к юбилею гениального писателя.
Другие подарки получились не столь хороши. Постановочный фильм «Гоголь. Прощальная повесть» (который отчего-то называется документальным) там же на «Культуре» поразил толстощеким весельчаком Пушкиным и печально-занудливым Гоголем. Здесь Николай Васильевич подвергает себя доморощенному психоанализу и просит потомков не судить его строго. Странное, выморочное действо, которое не дает никакой возможности оценить всю грандиозность и оригинальность самого великого русского мистика. Самый большой презент к юбилею Гоголя подготовил, конечно же, канал «Россия» -- это фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба». Телевизионная премьера будет еще нескоро, но уже есть ослепительные по своей пошлости анонсы: «Смотрите фильм во всех кинотеатрах непобедимой страны». Бедный классик русско-украинской литературы очень бы удивился, что из его далеко неоднозначного произведения сделают спустя годы бессмысленно бряцающий оружием патриотический боевик.
Качественное развлечение телезрителям в первом весеннем месяце обеспечил звездный артист Микки Рурк. Естественность его поведения сломала все привычные условности и рамки. Для начала Микки Рурк поломал официозный строгий формат программы «Время», доведя до яркого румянца и хохота ведущую Юлию Панкратову. «Прожекторпэрисхилтон» стал хитом не только телеэфира, но и интернетовских просмотров, благодаря опять же Микки Рурку и четверке веселых ребят. Они действительно были великолепны -- раскованные, свободные, остроумные. Очередной удачей стала и «Большая разница». В этой программе качество юмора по-прежнему составляет большую разницу с обычными, рутинными развлечениями других каналов вроде надоевших «Танцев со звездами». На втором канале Максим Галкин стал выглядеть второсортной звездой с шутками второй свежести (которой, как, писал другой классик, не существует).
Впрочем, канал «Россия» показал юбилейный концерт Михаила Жванецкого, за что ему большое спасибо.
Ольга ГАЛИЦКАЯ