|
|
N°77, 29 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Погиб режиссер Михаил Пташук
Михаилу Пташуку в будущем году исполнилось бы 60 лет. И это мог быть очень яркий юбилей, поскольку судьба режиссера, доселе всего лишь снисходительная, готова была обернуться к нему лицом по-настоящему: в этом году он начал работать по заказу знаменитого американского продюсера Роджера Кормана над фильмом о войне.
Ни фильмы, снятые Михаилом Пташуком при советской власти («Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Знак беды» -- по повести Василя Быкова, «Наш бронепоезд»), ни тем более постперестроечные «Кооператив «Политбюро» и «Игра воображения» настоящими событиями не стали. Но его последняя картина «В августе 44-го», впервые показанная в Москве год назад в День Победы, оказалась куда более счастливой. Фильм имел сравнительно большой зрительский успех, его обсуждали, о нем спорили, есть даже сайты в Рунете, где поклонники азартно сравнивают кино с романом Богомолова. В этом году фильм попал во все основные номинации национальной кинопремии «Ника» (правда, получили призы только звукорежиссер Игорь Майоров и актер Владислав Галкин -- «открытие года»). Вокруг фильма было много разговоров и несколько конфликтов. Юрий Богомолов снял свое имя из титров, поскольку ему не нравилось, что в фильме слишком много ненужной зрелищности. Однако именно после этого фильма Михаил Пташук получил предложение от Роджера Кормана и Сергея Ливнева (автора идеи «русского проекта») снять фильм о второй мировой войне. Пташук рассказывал, что это будет история американки, которая «за день до войны приезжает к родственникам в Белоруссию. Ее застает война, и героиня проходит через Хатынь, через концлагеря вместе с народом, среди которого оказалась по воле случая. Вместе с лейтенантом Красной армии, попавшим в окружение, они пытаются прорваться в Москву. Она -- в американское посольство, а он -- за линию фронта, к своим. Путь этих двух героев и есть сюжетная канва картины. В главных ролях заняты американские актеры. Продюсирует фильм Роджер Корман, у которого и Спилберг, и Коппола, и все прочие знаменитости делали первые картины. Большая часть съемок планируется в Белоруссии, но это будет картина для американского проката». Пташук получил небольшой для Америки, но огромный для Белоруссии бюджет. В этом фильме он мог бы развить те свои качества зрелищного и эффектного режиссера, которые с очевидностью были продемонстрированы в фильме «В августе 44-го». Это была картина во многом несовершенная (Пташук объяснял большинство проблем тем, что изначально планировали снять многосерийный телевизионный фильм, но Богомолов не продал права), но очевидно «забирающая» и увлекательная. Пташук старательно изучал классику американского кино и мечтал соединить их «драйв» и жесткое воздействие с русской психологической актерской школой.
Теперь ничего этого не будет. Накануне ожидаемого кинематографического праздника режиссера сбила автомашина.
Отдел культуры