|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долговые обстоятельства
Оправданному по "делу Политковской" нашли новый повод для ареста
Тверской суд Москвы в пятницу выдал санкцию на арест бывшего сотрудника московского УБОПа Сергея Хаджикурбанова -- одного из главных фигурантов дела об убийстве журналистки Анны Политковской. В рамках нового расследования его подозревают в вымогательстве. Примечательно, что потерпевшим в нем числится другой фигурант «дела Политковской» -- проходивший основным свидетелем обвинения также бывший сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков.
Уголовное дело о вымогательстве 350 тыс. долл. у г-на Павлюченкова СКП возбудил еще в конце апреля 2008 года, когда расследование «дела Политковской» было в самом разгаре. Подозреваемыми по нему с самого начала числились Сергей Хаджикурбанов и экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев (он также проходил подозреваемым по «делу Политковской», но потом обвинения с него были сняты). В прошлом году никаких активных действий по этому делу не велось, и активизировалось следствие лишь в феврале 2009 года, незадолго до оглашения Хаджикурбанову приговора.
В рамках «дела Политковской» его обвиняли в создании преступной группы, которая совершила убийство. После одного из судебных заседаний, 4 февраля, адвокат Андрей Литвин сообщил, что новое дело против его клиента передано для расследования из СКП в Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД Москвы. «Процесс по делу об убийстве Политковской завершается, и есть вероятность оправдательного приговора. Поэтому гособвинению необходимо, чтобы Сергей Хаджикурбанов остался под стражей», -- заявил тогда г-н Литвин.
19 февраля коллегия присяжных на процессе в Московском окружном военном суде действительно оправдала всех фигурантов «дела Политковской» -- версия обвинения полностью развалилась. Спустя всего неделю г-на Хаджикурбанова впервые вызвали на допрос в рамках второго уголовного дела. Вплоть до своего задержания 2 апреля он регулярно являлся к следователю, но в минувший четверг было принято решение его задержать. Произошло это после очной ставки Хаджикурбанова с потерпевшим, бывшим сотрудником Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрием Павлюченковым, В тот же день ему были предъявлены обвинения в «вымогательстве, совершенном организованной группой».
В пятницу на заседании Тверского суда, аргументируя свое ходатайство об аресте г-на Хаджикурбанова, следователь ГУВД отметил, что по месту прописки (в Грозном) Хаджикурбанов постоянно не проживает, не имеет постоянной работы. Также он отметил, что на свободе подозреваемый может оказать давление на свидетелей и потерпевшего или скрыться.
Адвокат г-на Хаджикурбанова в свою очередь отметил, что в подтверждение этих опасений следствие не представило каких-либо доказательств, и просил суд не арестовывать клиента. Защита также отмечала, что Хаджикурбанов, находясь под подпиской о невыезде, не пытался скрыться, являлся к следователю по первому требованию, и задержан был после одного из таких визитов. Кроме того, адвокат заявил, что квалификация предъявленного обвинения весьма спорная -- в данном деле, по его мнению, речь может идти не о вымогательстве, а лишь о самоуправстве при возвращении долга. Но суд посчитал доводы следствия более убедительными.
По версии обвинения, Дмитрий Павлюченков был давно знаком с Хаджикурбановым, и когда последний был осужден на четыре года колонии, должен был передать его семье собранные Шамилем Бураевым 25 тыс. долл. Однако деньги родные Хаджикурбанова так и не получили. Выйдя на свободу в сентябре 2006 года, бывший убоповец отправился к приятелю и попросил вернуть долг. Г-н Павлюченков на это якобы заявил, что все деньги отдал другу Хаджикурбанова -- Лом-Али Гайтукаеву, дяде братьев Махмудовых, которые в «деле Политковской» проходили как соучастники убийства. По версии следствия, Хаджикурбанов в это не поверил и пригрозил Дмитрию Павлюченкову «неприятностями». Якобы в дальнейшем он предложил г-ну Павлюченову «поработать по СМИ», то есть организовать в счет долга слежку за Политковской (показания на этот счет и легли в основу обвинения Хаджикурбанова по «делу Политковской»).
По данным следствия, получив от Павлюченкова отказ, г-н Хаджикурбанов «включил счетчик», и сумма долга в скором времени выросла до 350 тыс. В свою очередь потерпевший записал на диктофон часть переговоров о возврате денег, и эти материалы в итоге легли в основу обвинения Сергея Хаджикурбанова. Правда, по некоторым данным, на одной из этих записей сам потерпевший признает факт наличия долга и даже обещает г-ну Хаджикурбанову вскоре его вернуть. Если эта информация подтвердится, то, возможно, отвечать за ложные показания придется уже самому должнику.
Сам Хаджикурбанов еще во время процесса по «делу Политковской» не раз говорил, что Павлюченков лично заинтересован давать против него показания -- таким образом он якобы хочет отправить его за решетку, чтобы не возвращать долг.
Анатолий КАРАВАЕВ