|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ополовиненная победа
Пилот команды «Браун» Дженсон Баттон показывает на старте сезона 100-процентную результативность, выиграв и второй этап чемпионата мира по автогонкам класса «Формула-1» Гран-при Малайзии. Гонка была остановлена на 32-м круге из-за тропического ливня, буквально затопившего автодром в Сепанге. Судьи зачли результаты на момент появления на трассе машины безопасности: второе место досталось Нику Хайдфельду из «БМВ-Заубер», а третье -- гонщику «Тойоты» Тимо Глоку.
Начальный отрезок чемпионата не оставлял командам времени на раскачку: недельный промежуток между двумя гонками не позволял не только исправить какие-то ошибки, но даже тщательно их проанализировать. Поэтому неудивительно, что квалификационные результаты двух соседних этапов несильно разнились между собой. Хотя, взглянув на расстановку гонщиков на стартовом поле, трудно найти что-то общее. Причиной всему наказания, которые успели получить пилоты. Рубенс Баррикелло, стоявший неделю назад на первой линии вместе со своим напарником по «Брауну» Баттоном, сумел показать лишь четвертое время, превратившееся в девятое из-за штрафа за смену отказавшей коробки передач. Себастьян Феттель из «Ред Булл», как и неделю назад, был третьим, но стартовать должен был только с 13-го места. У немца отобрали десять мест за аварию в Мельбурне, в которой он был признан виновным. И только обладатель поула остался неизменным -- Дженсон Баттон вновь стартовал первым.
Но все-таки некоторые ошибки за эту неделю были исправлены. Судьи, подробно разобравшись в спорной ситуации с обгоном Ярно Трулли на последних кругах дистанции австралийской гонки Льюиса Хамильтона, восстановили справедливость. Напомню, что итальянский гонщик обошел машину чемпиона мира, когда на трассу уже выехал автомобиль безопасности. Прослушав переговоры Хамильтона с командным мостиком «Макларена», стюарды выяснили, что пилот получил команду из боксов замедлиться и пропустить «Тойоту» Трулли, так как англичанин ранее сам совершил обгон под желтыми флагами вылетевшего с трассы итальянца. Команда опасалась, что Льюис получит за этот маневр штраф, в результате чего и было принято это ошибочное решение.
Может быть, все бы обошлось и без скандала, признайся Хамильтон в этом сразу. Но команда приняла второе неправильное решение промолчать на послегоночном разборе этого инцидента, а это уже более значительный проступок. Только после того, как в одном из интервью сам гонщик рассказал обо всем происшедшем, судьи вновь вернулись к этой истории. В результате Льюиса, как и всю команду, дисквалифицировали по итогам Гран-при Австралии, исключив его из протокола, а третье место вернули Трулли. «Макларен» снова угодил в довольно неприятную историю, выставив своего лидера в довольно неприглядном свете. Чемпиону пришлось публично оправдываться и рассказывать слезливые истории о том, что он командный игрок и подчиняется решениям руководства. Естественно, нашелся и стрелочник, которого уже отстранили от работы. Печально, что им оказался один из старейших сотрудников «Макларена» Дэйв Райан, занимавший пост спортивного директора команды. Кроме того, не исключено, что это не последнее наказание, которое может наложить ФИА на гонщика. Но даже если более строгих оргвыводов не последует, то, как говорится, осадок-то останется.
Дела у «серебряных стрел» и без того складываются не очень. Машинам явно не хватает скорости, что в очередной раз продемонстрировала субботняя квалификация, по итогам которой ни Хамильтон, ни Ковалайнен не смогли пробиться даже в десятку. На дистанции этот недостаток техники Льюис пытается, и не без успеха, компенсировать своим гоночным талантом, а вот на что может рассчитывать его напарник, опять осталось неизвестным: вторая гонка подряд заканчивается для Хейкки на первом же круге. Дождь, обещанный синоптиками, должно быть настраивал Хамильтона на оптимистический лад -- чемпион не раз доказывал, что на мокром асфальте с ним мало кто может сравниться. Правда, с тем ливнем, что в конце концов обрушился на Сепанг, не смог справиться даже он. «Макларен» англичанина довольно опасно развернулся поперек трассы, но Хамильтон успел отреагировать и поймать машину. Когда гонку остановили, чемпион уже был седьмым.
Дождевые гонки -- это всегда интересно. Но почему-то в воскресенье хотелось, чтобы обошлось без этого катализатора интриги. Событий хватало и без внешнего вмешательства, к тому же значительно измененная «Формула» не успела приесться и в «сухом» формате. Уже стартовый провал Баттона и выход в лидеры «Уильямса» Нико Росберга обещали жаркую схватку до самого финиша. Словно чувствуя, что гонка получится короткой, пилоты проявляли завидную активность. Впечатляющий рывок на четвертое место совершил Баррикелло, и два «Брауна» оказались рядом. Не хотелось вновь поднимать тему диффузоров, но в Малайзии преимущество «нестандартных» машин было еще более заметно. Вся четверка, лидировавшая до дождя, состояла именно из них. Несколько отставший от товарищей по разработкам Тимо Глок на «Тойоте» смело навязывал борьбу Райкконену и Алонсо. И только Казуки Накаджиме из «Уильямса» это чудо инженерной мысли не может ничем помочь.
С приближением непогоды команды начали зазывать своих пилотов на пит-стоп. Раньше всех на дождевую резину перешел Кими Райкконен. Но в «Феррари» просчитались -- дождь пошел двумя кругами позже, а за это время покрышки на болиде Райкконена оказались полностью уничтожены, и финн прекратил борьбу. Суетились и в других командах, меняя сухую резину на промежуточную, а потом на дождевую. Это привело к тому, что за несколько кругов почти все гонщики четырежды останавливались в боксах. Лучшая организация оказалась и в этом случае у Росса Брауна: команда сумела быстро обслужить Дженсона Баттона, и англичанин вышел в лидеры в самый нужный момент. Завидную дальновидность проявили в «БМВ-Заубере», где для Ника Хайдфельда выбрали стратегию с одной остановкой и провели ее как раз вовремя, когда дождь только начался, что позволило немцу выйти на второе место.
Когда же гонку наконец решили остановить, машины, двигавшиеся среди бурных вод, больше походили на глиссеры. Гонщики выстроились на стартовой прямой в ожидании рестарта, но время шло, а дождь не прекращался. К тому же перенос начала гонки на более позднее время для удобства трансляции на Европу не оставлял никакого временного запаса. На трассу опустились сумерки, и организаторы решили гонку не возобновлять. Так как положенных по регламенту двух третей дистанции не было пройдено, то все пилоты и команды получили лишь половину из причитающихся очков. Получается, что в Малайзии Баттона лишили полноценной победы, оставив от нее только половину. Это правило не применялось в «Формуле-1» почти 20 лет, а в 1984 году только пол-очка решили судьбу чемпионского титула.
Результаты. «Формула-1». 2-й этап. Гран-при Малайзии. 1. Баттон («Браун») -- 55.30,6. 2. Хайдфельд («БМВ-Заубер») -- отставание 22,7. 3. Глок («Тойота») -- 23,5. 4. Трулли («Тойота) -- 46,1. 5. Баррикелло («Браун») -- 47,3. 6. Уэббер («Ред Булл») -- 52,3. 7. Хамильтон («Макларен») -- 1.00,7. 8. Росберг («Уильямс») -- 1.11,5. Чемпионат пилотов. Баттон -- 15 очков, Баррикелло -- 10, Трулли -- 8,5, Глок -- 8. Кубок конструкторов. «Браун» -- 25, «Тойота» -- 16,5.
Дмитрий СИТНИК