|
|
N°77, 29 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афганистан не место для геополитических игр
В начале мая в Кабул отправляется первый за десять лет чрезвычайный и полномочный посол России в Афганистане. Перед Михаилом КОНАРОВСКИМ, опытным дипломатом, который много лет работал в этой стране, стоит непростая задача -- восстановить позиции Москвы, прежде игравшей в Афганистане ключевую роль. Первое интервью новый посол дал обозревателю газеты «Время новостей» Аркадию ДУБНОВУ.
-- Вы отправляетесь в разрушенную страну, где, по сути, еще идет война. Когда вам предложили стать послом в Кабуле, сразу согласились?
-- Размышлял недолго. Я ведь в общей сложности проработал в Афганистане 16 лет, объездил его вдоль и поперек. Моя трудовая жизнь началась именно там. В далекие 60-е меня, еще студента-старшекурсника Института восточных языков при МГУ, направили переводчиком на строительство газопровода в Северном Афганистане... Так что сомнений у меня не было. К тому же полностью поддержали жена и сын.
-- Вам придется начинать практически с нуля, десять лет России не было в Афганистане...
-- Это не совсем так. Действительно, в 1992 году из-за резкого обострения обстановки после падения режима президента Наджибуллы России пришлось эвакуировать персонал посольства в Кабуле. Но двусторонние политические контакты и торговые связи продолжались довольно активно. Наша страна оказывала поддержку Афганистану и на международной арене, включая ООН. Особенно ощутимой она стала после того, как в середине 90-х движение талибов, используя серьезные внутриполитические просчеты администрации бывших моджахедов, начало силой оружия распространять свое влияние по территории страны. Как известно, им это удалось почти везде, за исключением ряда северных районов, которые устояли в значительной степени благодаря поддержке России. Напомню, что именно силы Северного альянса сыграли ведущую роль в разгроме «Талибана».
-- Задам обывательский вопрос: а зачем России вообще Афганистан? Нефти и газа толком нет, экономика разрушена, куча проблем... Пусть бы американцы и разбирались, если им нужно.
-- Это действительно обывательский подход. Афганистан -- одна из важнейших геополитических точек в Центральной, Средней и Южной Азии. От развития обстановки в Афганистане, который связывает Средний Восток и Южную Азию -- с запада на восток, и Центрально-Азиатский субрегион с Индийским океаном -- с севера на юг, в немалой степени зависит стабильность и сбалансированность на всем этом обширном и неспокойном пространстве, в том числе в непосредственной близости от России. А ведь в последние десятилетия национальная безопасность нашей страны в значительной мере испытывается на прочность именно с юга. Мы здесь столкнулись с такими вызовами, как международный терроризм, наркоторговля, нелегальная иммиграция, организованная преступность и т.д. Захлестнувшие юг СНГ наркотики из Афганистана практически беспрепятственно достигали российской территории, частично оседая здесь, а частично переправляясь на Запад.
-- Вот именно. Так почему бы не предоставить тем же американцам решать все эти задачи. Тем более что в последнее время речь все чаще идет о возможности длительного, выходящего за временные рамки антитеррористической операции американского военного присутствия в регионе, прежде всего в Центральной Азии.
-- Ну, эту тему детально обсуждать пока рано. Если же говорить в целом, то современная история наглядно свидетельствует: резкое нарушение баланса в любой точке мира тянет за собой целый шлейф новых проблем, решение которых зачастую требует значительных дополнительных усилий. Тот же афганский опыт последних десятилетий, разве он не это доказывает?
-- И все-таки каковы, на ваш взгляд, перспективы присутствия в Афганистане американских войск, а также Международных сил содействия безопасности в Кабуле?
-- Первое должно быть ограничено только силовой стадией контртеррористической операции. Что касается второго, то и здесь следует действовать весьма осмотрительно, по принципу «не навредить». Пребывание в Кабуле Международных сил, безусловно, важно для стабилизации и содействия первым шагам афганских властей по обеспечению безопасности и правопорядка. Одновременно их важной задачей должна стать подготовка скорейшей передачи своих функций афганским правоохранительным органам. Надо учитывать хорошо известную мировому сообществу особую политическую и психологическую аллергию афганцев на иностранное военное присутствие, да и вообще на вооруженного чужеземца -- фаранги. Неоправданно длительное пребывание как тех, так и других контингентов может привести к дополнительному росту внутренней напряженности в стране. Осторожно следует относиться и к возможному расширению географических параметров дислокации международных сил. Я хотел бы особо подчеркнуть: темпы политического и социально-экономического возрождения Афганистана будут зависеть от активного и четкого взаимодействия, а никак не соперничества внешних сил и доноров. К чему приводили исторически деструктивные попытки внешних сил «переиграть» друг друга на афганском поле, хорошо известно по опыту всей новейшей истории. Возрождение такого подхода нанесло бы самый серьезный ущерб урегулированию в этой стране, стабильности и взаимопониманию во всем регионе.
-- Каковы цели России в Афганистане?
-- Они совершенно прозрачны и не содержат никакой скрытой повестки дня. Россия хотела бы видеть Афганистан мирным и единым, независимым и нейтральным государством, с территории которого не исходили бы угрозы региональной безопасности и стабильности. Российским интересам, как, безусловно, интересам соседей, да и внерегиональных государств, отвечает Афганистан, свободный от любых попыток внешнего доминирования, к которым афганское общество всегда проявляло особую чувствительность. Что же касается Афганистана нейтрального, проводящего сбалансированный внешнеполитический курс добрососедства и сотрудничества со всеми государствами, то это вообще традиционное для внешней политики страны понятие. Такого курса Кабул придерживался до конца 70-х годов, извлекая значительные политические и экономические дивиденды. Намерение следовать такой линии нашло подтверждение в совместном заявлении по итогам мартовского рабочего визита в Москву главы временной администрации Афганистана Хамида Карзая.
-- Как могла бы Россия способствовать мирному процессу в Афганистане?
-- Россия активно участвовала в выработке Боннского соглашения в декабре прошлого года, в результате которого сформирована временная администрация Афганистана. После падения режима талибов к реабилитационным работам в стране и оказанию гуманитарной помощи подключилось МЧС. Помимо переброски гуманитарной помощи на миллионы долларов и развертывания в Кабуле мобильного госпиталя особое значение для запуска экономического механизма Афганистана сыграли сооружение понтонной переправы через реку Нижний Пяндж и восстановление движения в туннеле на высокогорном перевале Саланг. Эта уникальная магистраль по существу единственная современная транспортная артерия, связывающая север с центром и югом страны. В перспективе -- не только продолжение гуманитарного содействия Афганистану, но и создание центра гуманитарного разминирования и политехнического центра по подготовке младшего медперсонала, спасателей, пожарных.
-- Российский бизнес проявляет интерес к Афганистану?
-- В начале марта Кабул посетила большая группа наших бизнесменов, включая очень крупных. Вместе с афганскими партнерами они определили те экономические объекты и направления, в реабилитации которых могла бы активно поучаствовать Россия. Прежде всего это промышленные и сельскохозяйственные объекты, построенные в свое время при техническом содействии СССР. Их в Афганистане почти полторы сотни, и по существу они составляли основу афганской экономики. Крупнейшие из них -- газопромыслы, завод азотных удобрений, продукция которого когда-то не только удовлетворяла внутренние потребности страны, но и экспортировалась в ряд стран региона. Домостроительный комбинат и авторемонтный завод в Кабуле, ряд электростанций, хлебокомбинаты, ирригационный комплекс на юго-востоке, несколько базовых инженерных учебных заведений и т.д. Конкретным результатом поездки бизнесменов стало подписание в ходе визита в Москву Хамида Карзая более дюжины протоколов о сотрудничестве. ТПП России намерена установить постоянные отношения с торговой палатой Афганистана. Обнадеживающей была недавняя поездка в Кабул группы экспертов правительства Москвы, которое могло бы оказать содействие в восстановлении ряда гражданских объектов и системы водоснабжения.
-- А деньги?
-- Вы правы, вопросы финансирования весьма актуальны, ведь свободных средств у России чрезвычайно мало. Тем не менее необходимые шаги предпринимаются. Решить эти вопросы можно и в рамках обещанной Афганистану международной помощи. Такой опыт, в частности, уже есть у МЧС. Огромное преимущество России в том, что наша страна обладает всей соответствующей технико-экономической экспертизой, технологиями и конкретным опытом строительства и эксплуатации многих базовых хозяйственных объектов Афганистана. То есть тем, чем не обладает никто.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ