Власть уже давно определилась с тем, что
банкротство группы ГАЗ состояться не должно. Аналитики рынка также неоднократно говорили, что банкротства автозавода не будет, ведь обанкротить ГАЗ -- значит дать пощечину государству, которое обещало активную поддержку автогиганту. А вчера о нецелесообразности этой процедуры впервые открыто заявил основной бенефициар ГАЗа Олег Дерипаска. Он признал, что долг компании составляет 45 млрд руб., но уже к концу апреля компания намерена договориться с банками о его реструктуризации. «Надо набраться терпения. Реструктуризация -- сложный процесс. Мы сейчас занимаемся реструктуризацией задолженности с банками. Я думаю, к концу апреля получим более-менее согласованную позицию. Затем займемся основными поставщиками», -- сказал он вчера российским и иностранным журналистам. По его словам, долги ГАЗа предлагается реструктурировать на пять лет. В первом квартале группа ГАЗ должна погасить порядка 23 млрд руб., а в целом до конца года -- 36 млрд руб. Как отметил г-н Дерипаска, сейчас разработана антикризисная программа группы, которая позволит в ближайшие шесть месяцев выйти на безубыточный уровень и своевременно обслуживать кредитный портфель без дополнительных финансовых вливаний со стороны государства.
В то же время скорость поддержки государства отрасли сильно поразила бизнесмена. «В принципе они сделали по максимуму, я не знаю, что больше они могут сделать в следующие девять месяцев», -- сказал он. Как известно, государство уже пообещало ГАЗу гарантии на реструктуризацию задолженности в размере около 4 млрд руб., увеличение объема государственных закупок продукции компании на 9 млрд руб., а также решение вопроса по возвращению переплаченных компанией налогов в размере 2 млрд рублей.
Впрочем, вчера г-н Дерипаска подтвердил ранее не один раз повторяемую аналитиками фразу, что инвестициями сейчас не простимулируешь спрос. «Это такое заблуждение, что в момент кризиса нужно давать деньги направо и налево. Нужно вначале избавиться от потерь и от всего лишнего, затем уже (сконцентрироваться) на спросе и удовлетворении конкретного спроса, который рождает производство», -- подчеркнул бизнесмен.
Пока же, по словам г-на Дерипаски, компании требуются 7 млрд руб. на то, чтобы начать производство на новом заводе «Автодизель» по выпуску нового двигателя ЯМЗ-530 экологического стандарта евро-5. На его возведение компания уже потратила 3 млрд руб. Кроме того, ГАЗ сейчас фокусируется и на значительном снижении издержек, производстве линейки высокорентабельных продуктов. В частности, завод к августу 2009 года намерен предложить рынку новую бюджетную «Газель-фермер» стоимостью 6 тыс. долларов.
Отвечая на вопрос о том, нужны ли в период финансового кризиса новые технологии российскому машиностроению, бенефициар «Базэла» заявил, что «не технологии надо менять -- мозги», и отметил, что «Русские машины» намерены снижать стоимость производимой продукции. «Наша проблема -- это как быстро мы сможем использовать финансовую стабилизацию и восстановить финансирование этого спроса. То есть вопрос, безусловно, стоит в снижении цен», -- сообщил он, пояснив: «Если мы повысим цены на свою продукцию, то для потребителя с учетом стоимости денег (это) не даст возможности при сегодняшнем состоянии экономики заработать». «Это ключевое, на чем менеджмент ГАЗа сосредоточен. Для этого мы работаем с каждым поставщиком, пытаемся найти общий язык для того, чтобы обеспечить в конце снижение цен на продукцию на 20--25%», -- подчеркнул бизнесмен. «Наша ситуация отличается от той же в Западной Европе или Америке тем, что там спрос отсутствует фундаментально, -- рассуждает г-н Дерипаска. -- Потребитель при сократившихся объемах может не испытывать никаких проблем -- ездить еще пару лет на старой машине, не менять основные фонды. Перепроизводство позволяет им сокращать мощности. У нас фундаментально другая ситуация -- нам нужны машины, нам нужны новые квартиры, дороги, аэропорты, поезда». «Та финансовая стабилизация, которую Центральный банк и Министерство финансов обеспечили, в какой-то момент должна быть конвертирована в снижение процентных ставок и увеличение срочности рубля. Это ключевое. Сейчас чем момент характеризуется -- предприятия проедают оборотные средства. Закончатся оборотные средства -- начнут проедать основной капитал», -- поделился г-н Дерипаска своим видением нынешней ситуации.
Что же касается самого ГАЗа, то, по словам бизнесмена, компания сегодня работает примерно на треть своих возможностей. При этом он отказался делать какие-либо прогнозы по работе компании в 2009 году. По его словам, необходимо дождаться хотя бы итогов первого полугодия. При этом он не стал отрицать вероятность привлечения стратегического инвестора. «Мы привлекаем партнеров. У нас идут переговоры, последние были в понедельник и вторник. Дело в том, что у них ситуация еще хуже, чем у нас. Сейчас нет ни одного мирового производителя, который может сказать, что у него нет проблем», -- добавил г-н Дерипаска.
Группа ГАЗ -- крупнейший российский производитель коммерческого автотранспорта и строительно-дорожной техники. В состав группы, в частности, входят ГАЗ, Павловский автобусный завод, Ликинский автобусный завод, «Автодизель» (г. Ярославль), автомобильный завод «Урал», Тверской экскаваторный завод, британская автокомпания LDV, сбытовые и сервисные структуры. Олег Дерипаска владеет через «Русские машины» и другие компании примерно 77% группы ГАЗ. Чистая прибыль группы по МСФО в первом полугодии 2008 года снизилась на 16%, до 2,8 млрд руб., выручка составила 81,1 млрд руб. против 67,7 млрд руб. за аналогичный период 2007 года. Рентабельность по EBITDA снизилась с 11 до 9%.