|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русское победное
Вручены премии в области современного визуального искусства «Инновация»
Учрежденный Центром современного искусства и бывшим Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ конкурс на присуждение премии в области contemporary art «Инновация» прошел в четвертый раз. И оказался самым, что называется, бесконфликтным. Все вышло очень корректно. Церемония, срежиссированная Михаилом Ефремовым, Андреем Сильвестровым и Павлом Лабазовым, убедила правильно взятым бодрящим темпом, лаконизмом и деловитостью. Если раньше по сцене «Винзавода», где проходила церемония, летали какие-то «акробатики» и перед входом зевали живые тигры (цирк приехал!), то сейчас аккуратное видео с портретами номинантов и иногда их остроумными комментариями на пяти экранах, Ингеборга Дапкунайте, скороговоркой объявляющая номинации, хор академической капеллы имени Юрлова, поющий каждому новому победителю «Славься», и компактный хронометраж в 40 минут.
Началась церемония с выступления директора ГЦСИ Михаила Миндлина. Он попросил почтить память недавно почившего лауреата премии «Инновация» 2006 года в номинации «Теория, критика, искусствознание» 35-летнего критика Олега Киреева. Потом выразил надежду, что благодаря кризису поменяются приоритеты в области «совриска» (так теперь модно называть современное искусство), что диктатура рынка сменится профессиональной аналитикой. Потом вышел министр культуры Александр Авдеев и повинился в том, что Минкульт в области «совриска» делает очень мало и при благоприятном стечении обстоятельств госмузей этого самого искусства должен был появиться еще 20 лет назад. «А сегодня, -- сказал Авдеев, -- нас опередили те, кто любит эту живопись». Надо думать, «любят эту живопись» независимые фонды и меценаты. Министр пообещал в скором времени выстроить ГЦСИ 17-этажное здание, где «совриск» процветало бы и благоденствовало.
Главную, на мой взгляд, в нынешнем раскладе премию «За творческий вклад в развитие современного искусства России» министр Авдеев вручил издателям выходившего в советское время «тамиздатовского», легендарного журнала в области неофициального искусства России «А--Я» Игорю Шелковскому и -- посмертно -- Александру Сидорову. Единственный случай, когда лауреатов приветствовали стоя.
Далее в быстром темпе, прямо как в видеоролике, выходили на сцену представители разных фондов, галерей и вручали свои собственные премии. Их получили молодые: Хайм Сокол, Виктор Алимпиев, Владислав Ефимов.
За поддержку современного искусства России «Инновацию-2008» получили организаторы осенней выставки Оскара Рабина Тамаз и Ивета Манашеровы (культурно-благотворительный фонд «U-Art: Ты и искусство»). Модная режиссерша Гай-Германика представила номинацию «Новая генерация». В ней победил очень старательный и достойный адепт философии и эстетики московского концептуализма Андрей Кузькин. Номинацию «Теория, критика, искусствознание» представил Кирилл Разлогов. Он распечатал конверт и с прискорбием сообщил, что премия не присуждается. Из пяти слишком разных номинантов (от информационного портала Open Space до академического пятитомника Виктора Березкина «Театр художника») жюри вполне логично не смогло выбрать, кто предпочтительнее. Разлогов прокомментировал ситуацию так: «В премии «Инновация», по-видимому, отражены специфические отношения между творцами и критиками, которые проявились на только что завершившемся съезде Союза кинематографистов России (напомним, что решением съезда из союза был исключен президент Гильдии киноведов России Виктор Матизен. -- С.Х.). Очевидно, что критика ушла вперед настолько, что догнать ее не могут даже самые инновативные художники».
Потом представлять номинацию «Кураторский проект» вышел главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей. Он продолжил тему и сказал, что сегодня кураторская работа -- это реванш за унижение искусствоведов и критиков в течение 200 лет. И объявил победителя. Им оказалась сотрудник «Винзавода» Анна Зайцева за проект «Яблоки падают одновременно в разных садах», реализованный в рамках первой молодежной биеннале «Стой! Кто идет?». Это был один из самых удачных проектов биеннале, визуально убедительный диалог работ художников разных поколений российской артсцены. Кирилл Серебренников в рабочем порядке вручил «Инновацию» за лучший региональный проект. Ее получили сотрудники калининградского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов и Олег Блябляс с программой об искусстве и науке в эпоху постбиологии (эта программа стала частью монументальной выставки «Наука как предчувствие», которую можно увидеть сегодня в том же «Винзаводе»).
В финале вышли все члены жюри, российские и зарубежные арткритики, кураторы и музейные сотрудники: Яра Бубнова, Анна Гор, Владимир Левашов, Ольга Махрова, Петер Нойвер, Елена Цветаева (отсутствовал обозреватель портала Open Space Давид Рифф). Они торжественно вскрыли последний конверт с именем победителя в главной номинации «Произведение визуального искусства». Прекраснейшие художники Николай Полисский, Никита Алексеев, Виктор Алимпиев решением жюри уступили в этой номинации место тонкому наблюдателю винтажных, архивных пространственно-временных отношений Владиславу Ефимову, чей проект «Для радио» был номинирован замечательной арбатской галереей Ravenscourt.
В общем, настроение после премии хорошее (его не портит даже отсутствие лауреатов у теоретиков -- нельзя всех их в одну кучу валить, дифференциация требуется более тонкая -- учитесь теперь, господа организаторы, на ошибках и получайте в нос от Дондурея и Разлогова). Работа экспертов в целом удачная. Победили бы другие номинанты -- тоже было бы неплохо. Соревновались действительно лучшие. А то, что послевкусие от работ всех финалистов как-то соотносится с темой лидировавшей в номинации «Региональный проект», но так и не получившей премию программы Марата Гельмана и Сергея Гордеева «Русское бедное», вполне логично. Такой у нас совриск.
Сергей ХАЧАТУРОВ