Время новостей
     N°77, 29 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2002
Смерть Лебедя
Правительственная комиссия во главе с Сергеем Шойгу, созданная специальным указом президента Путина, вчера поздно вечером приступила на месте к расследованию катастрофы под Абаканом вертолета Ми-8, одной из жертв которой стал губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Члены комиссии сразу заявили, что официальные и окончательные выводы могут быть оглашены не раньше чем через несколько месяцев, однако, специалисты-авиаторы не сомневались, что первый в современной российской истории случай гибели главы субъекта федерации будет признан трагической случайностью. По их данным, главный претендент в подозреваемые - злополучный «человеческий фактор», виновник подавляющего большинства авиационных катастроф. По информации из Управления ГОЧС Красноярского края, сразу после трагедии выяснилось - и выжившие пассажиры разбившегося Ми-8, и экипаж следовавшего за ним второго вертолета видели, как машина с губернатором за несколько секунд до падения задела лопастями основного винта провода ЛЭП.

Для Александра Лебедя это была обычная поездка «выходного дня». Губернатор должен был принять участие в церемонии открытия новой, только что построенной в поселке Ародан Ермаковского района горнолыжной трассы. В путешествие он отправился на двух вертолетах Ми-8 авиакомпании «Енисейский меридиан» в сопровождении большой свиты из чиновников своей администрации и журналистов.

В воздух машины поднялись около 10 утра. Спустя час делегация совершила промежуточную посадку в станице Ермаковская, где на губернаторский «борт» сели глава Ермаковского района Василий Роговой и два сотрудника санатория «Шушенское». Они, собственно, и должны были вести «экскурсию» как по самой горнолыжной трассе, так и по прочим местным красотам. Желание получше разглядеть достопримечательности, по предварительным данным, и стало главной причиной трагедии.

Когда до поселка Ародан оставалось 5 км, и вертолет пролетал меж саянских отрогов над озером Ольское, пилот Ми-8 доложил наземным службам о начале снижения с высоты 1500 метров. Накануне здесь прошел снегопад, в предгорьях Саян стоял туман, и высокопоставленные пассажиры не могли рассмотреть красот природы. Было ли это только случайностью и результатом плохой видимости и погодных условий, или пилоты сами или по чьей-то просьбе решили снизиться до минимальной высоты - пока так и не известно. Но в любом случае, по словам очевидцев, при выполнении маневра Ми-8 опасно приблизился к проложенной по склону ЛЭП и лопасти несущего винта (размах их составляет 25 метров) ударили по проводам. Машина сразу дала крен и рухнула на землю в 300 метрах от автотрассы Красноярск-Абакан.

Произошло все это прямо на глазах у сотрудников ДПС ГИБДД, ехавших на УАЗике в Ародан как раз на обеспечение визита губернатора. По рации они вызвали подкрепление и спасателей, а сами начали эвакуацию людей из разрушенного вертолета. Всего через несколько минут, после того как последний пострадавший был отнесен на безопасное расстояние, упавший Ми-8 загорелся.

Из 20 извлеченных из вертолета летчиков и пассажиров, 16 человек еще были живы. Самого губернатора Александра Лебедя, его заместителя Надежду Кольбу и руководителя комитета по курортам и туризму Льва Чернова спасатели сразу погрузили в приземлившийся рядом второй вертолет. Ми-8 немедленно поднялся в воздух курсом на Абакан, однако, еще до посадки у больницы все трое скончались. Еще чуть позже в Ермаковской больнице, куда на машинах были отправлены остальные пострадавшие в катастрофе, скончались пять человек. Состояние выживших в аварии людей, включая и пилотов, по последним данным, вчера оставалось тяжелым. Хотя, врачи надеялись на благоприятный исход и предполагали, что следователи, возможно, уже во вторник смогут пообщаться с летчиками и получить первые достоверные сведения об обстоятельствах трагедии.

Список лиц, находившихся на борту разбившегося Ми-8 (курсивом выделены имена погибших)

Ахмеров Тахир Тигизидович -- командир эскадрильи, пилот-инструктор

Курилович Алексей Владимирович -- второй пилот, командир-стажер

Евсеевский Павел Николаевич -- бортинженер

Лебедь Александр Иванович -- губернатор Красноярского края

Климик Геннадий Иванович -- пресс-секретарь губернатора

Кольба Надежда Ивановна -- замгубернатора по социальным вопросам

Тоначев Геннадий Павлович -- председатель краевого спорткомитета

Чернов Лев Яковлевич -- начальник краевого управления по туризму

Кузичев Михаил Васильевич -- генеральный директор «Красэнерго»

Роговой Василий Константинович -- глава Ермаковского района

Подгорный Юрий Викторович -- директор Шушенского санатория

Конзинский Лев -- работник Шушенского санатория

Лопатина Елена Геннадьевна -- замредактора газеты «Красноярский рабочий»

Степанов Константин -- корреспондент «Сегодняшней газеты»

Мамутова Эмма Идрисовна -- корреспондент телекомпании ИКС

Гареев Игорь Вакильевич -- оператор телекомпании ИКС

Пивоварова Наталья Викторовна -- корреспондент телекомпании «7-й канал»

Смирнов Станислав Александрович -- оператор телекомпании «7-й канал»

Шлых Виталий Михайлович -- охрана

Юдаев Александр Викторович -- охрана

Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ