|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нам тоже нужно знать, что происходит между США и Киргизией»
В Москве на днях побывал специальный представитель Евросоюза в Грузии и Центральной Азии Пьер МОРЕЛЬ. В МИДе он обсудил перспективы следующего раунда переговоров в Женеве по урегулированию постконфликтной ситуации на Южном Кавказе. Сразу после этого французский дипломат встретился с обозревателем «Времени новостей» Аркадием ДУБНОВЫМ.
-- Как вы оцениваете перспективы женевских консультаций, когда Абхазия и Южная Осетия не видят в них смысла из-за непризнания своей независимости Евросоюзом? Сухуми и Цхинвали к тому же не хотят иметь дела с грузинским правительством Саакашвили, считая его «хромой уткой»?
-- Эти проблемы существовали с самого начала консультаций. Тем не менее в феврале удалось найти компромисс и договориться о создании механизма консультаций для предотвращения и урегулирования инцидентов. Он предусматривает еженедельные встречи на местах между экспертами по безопасности со всех сторон, установление горячей линии и другие меры. В Москве я встречался с замминистра иностранных дел Григорием Карасиным, представляющим на консультациях российскую сторону, и теперь мы знаем фамилии экспертов, которые будут заниматься механизмами. Мы обсуждали чувствительные проблемы перемещенных лиц и беженцев, доступа к ним гуманитарной помощи, поставки газа и воды, а также болезненные вопросы, связанные с пропавшими без вести. Мы почувствовали большую заинтересованность всех сторон в результатах. С самого начала мы настаивали, чтобы работать по схеме «снизу--вверх», начиная со срочных и конкретных проблем, а затем двигаясь к более широким темам. Этот подход нашел понимание всех сторон.
-- Повлияло ли на политику ЕС в Центральной Азии решение Киргизии денонсировать соглашение о размещении на ее территории базы Манас?
-- Во-первых, это решение еще не кажется вполне определенным. Гораздо большее влияние на ситуацию оказывает мировой экономический кризис, последствия которого по-разному сказываются на странах Центральной Азии, и мы должны внимательно их рассматривать. Казахстан, имеющий наиболее развитую экономику, ощущает кризис сильнее всех, но при этом действует по разработанному антикризисному плану. Узбекистан меньше связан с мировой экономикой, хотя и он тоже пострадал как страна-экспортер из-за падения мировых цен на сырье.
Тяжелее всего кризис сказывается на Киргизии и Таджикистане, где резко ухудшилась жизнь людей. Главная же проблема для этих стран, возникшая в связи с кризисом, -- это возвращение трудовых мигрантов домой из России и Казахстана, где они теряют работу. Я был недавно в Бишкеке и скоро посещу Душанбе, но пока еще не могу сказать, значительно ли уменьшилось количество денежных ресурсов, поступающих в эти страны из-за резкого сокращения трудовой миграции. Около миллиона таджиков работали за рубежом, и их возвращение домой без надежды найти работу -- это чрезвычайно серьезно. Мы сотрудничаем с международными организациями, пытаясь помочь в решении этих проблем, уже есть перспективы, но об этом пока рано говорить. Что касается Манаса, то когда в феврале в парламенте Киргизии проходило голосование по денонсации соглашения с США, премьер и министр иностранных дел мне говорили, что это не имеет никакого отношения к Европе...
-- А денонсация 11 соглашений по базе, отдельно заключенных со странами антитеррористической коалиции, среди которых страны -- члены ЕС?
-- Да, это пять стран Евросоюза. И когда киргизское правительство говорит, что это решение не сказывается на отношениях с Европой, то это не так: мы связаны с США, и все это хорошо знают. Да, это были переговоры США и Киргизии, но нам тоже нужно знать, что там происходит. Решение закрыть Манас было внезапным, без какого-либо предупреждения. Мы знали, конечно, что есть трудности, но не было регулярного обмена информацией, и нам не все понятно. Мы не раз слышали от Киргизии, что они являются участниками антитеррористической коалиции в Афганистане, поскольку это отвечает также и интересам их безопасности, и база Манас -- свидетельство участия в этой коалиции. Если это так, то возникает вопрос: а как будет в будущем, каковы намерения Киргизии? Ведь страны коалиции, действующие в Афганистане по мандату ООН, несут там потери ради блага и этой страны и, в частности, ради блага Киргизии. Поэтому остаются вопросы, и мы надеемся на дальнейшие объяснения со стороны Киргизии. Мы знаем, что президент Бакиев выразил готовность продолжать переговоры с США, но пока не знаем, в каком направлении они будут идти.
-- Есть еще одна проблема, связанная с безопасностью в Центральной Азии: водно-энергетическая. В сентябре 2008 года в Париже прошла встреча в формате ЕС -- Центральная Азия, в ходе которой европейцы пытались наладить диалог между странами региона по этой проблеме. Собираетесь ли вы и дальше подталкивать их к «водяному перемирию», ведь ситуация еще более обострилась?
-- Эта тема является ключевой для Центральной Азии, ее приоритет очевиден. У Евросоюза нет амбиций навязывать решение этих проблем, импорт подобных решений бесперспективен. Целью прошлогоднего форума в Париже было подчеркнуть, что вода и энергетика являются определяющими в сохранении стабильности в регионе. Различные компоненты этой проблемы -- физические, геологические, политические -- так же чувствительны для стран, как и проблемы терроризма, наркотрафика и преступности. Конечно, мы получали обращения с просьбой поделиться опытом решения таких проблем в Европе, ведь в бассейнах Рейна, Дуная приходилось делить водные ресурсы между странами. Но Рейн и Дунай -- это не Сырдарья и Амударья.
Разумеется, есть общие принципы и правила, и мы стараемся их придерживаться в отношениях со странами Центральной Азии, поэтому нашу роль мы видим в облегчении переговорного процесса в поисках решения, которое будет принято самими странами региона. Главное, что мы пытаемся донести, -- решения нужно готовить у себя дома, то есть стремиться пересмотреть свой подход к сбережению водных ресурсов в пределах собственных границ. Поэтому мы содействуем осуществлению программы «Национальный диалог по водным проблемам» внутри каждой страны.
-- Вы хотите научить страны бережно использовать водные ресурсы?
-- Да. Но главное -- изменить подход к водосбережению. Надо внимательнее отнестись к деятельности во взаимосвязанном треугольнике «вода -- энергетика -- сельское хозяйство». Стремление возводить огромные водохранилища для обеспечения водой хлопковых плантаций уже почти привело к гибели Аральского моря. А вот понимание необходимости действовать сообща в этом направлении уже ознаменовалось первыми успехами: встречей президентов пяти стран региона 10 октября 2008 года в Бишкеке и затем совещанием вице-премьеров этих стран в Алма-Ате 18 октября. Хорошим признаком является недавний визит вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова в Душанбе в попытке найти компромисс с Таджикистаном, это важное дополнение к политике демаршей и ультиматумов.
-- На днях появились сообщения, что ЕС вычеркнул проект газопровода «Набукко», идущего в Европу в обход российской территории, из списка своих приоритетных проектов.
-- Да, были такие комментарии, но теперь все восстановлено. Планы по «Набукко» осуществляются в соответствии с решениями, принятыми в январе этого года на конференции в Будапеште. Они будут также обсуждаться 24 апреля на конференции в Софии и затем 7 мая в Праге. Обеспечение Европы газом по южному коридору остается чрезвычайно важной задачей для ЕС.
-- Как будет сотрудничать ЕС с Казахстаном, который готовится реализовать свои амбиции в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году?
-- Мы вместе готовимся к этому периоду. Недавно министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин находился с визитом в Брюсселе, где встречался с руководством ЕС. Я побывал в Астане, где мы обсуждали будущее председательство Казахстана, которое мы всегда поддерживали. Не открою большого секрета, если скажу, что на встрече в Мадриде в 2007 году ЕС активно способствовал тому, чтобы Астане было предоставлено право возглавить ОБСЕ. Мы, конечно, не забыли сделанное там министром Тажиным заявление о готовящихся мерах по демократизации Казахстана, принятию закона о выборах, о СМИ, о местных органах власти. Мы внимательно наблюдаем за процессом и ожидаем сдвигов в этом направлении. Мы учитываем и разработанную Казахстаном программу «Путь в Европу», которая, по словам его руководства, не означает пути в Евросоюз, да мы этого и не ожидаем. Эта программа и реформы в Казахстане, его участие с января этого года в руководящей тройке ОБСЕ, интенсификация консультаций с Астаной создают условия для успешного председательства в 2010 году.
|