|
|
N°56, 03 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Даррен Аронофски: Для меня это документальный фильм про Микки Рурка
Даже людям, далеким от кино, было трудно пойти мимо того факта, что в прокат идет фильм режиссера Даррена Аронофски «Рестлер». И причина тому -- уж, конечно, не главная премия Венецианского фестиваля и множество других наград и номинаций, а приезд исполнителя Микки Рурка и его выдающиеся художества в эфире «Первого канала» и за его пределами. В истории стареющего рестлера-развалины многие не без оснований увидели историю самого Рурка. Поэтому ничего удивительного в том, что в Москве и Питере скромного Даррена АРОНОФСКИ в основном спрашивали про исполнителя главной роли: как он накачал мускулы, взаправду ли резал лоб бритвой и сильно ли расстроился, что не получил «Оскара». Корреспонденту «Времени новостей» Алексею МЕДВЕДЕВУ удалось вставить несколько вопросов про кино.
-- Для начала технический вопрос: как правильно перевести прозвище главного героя -- Ram? По-английски это может означать и Баран, и Таран. В русских переводах уже использованы оба варианта. Как точнее?
-- Правильнее Баран. У героя даже есть татуировка в форме бараньей головы, хотя в фильме о рестлинге, конечно, обыгрываются оба значения слова.
-- Поклонники фильма уже договорились до того, что герой Рурка в фильме -- агнец Божий, а «Рестлер» -- современная версия Нового Завета...
-- Мне постоянно задают вопросы по поводу библейских аллюзий. Все, что я могу сказать на это: они есть. Больше никаких комментариев. Зрителям иногда бывает полезно самим подумать над фильмом.
-- Спорт редко ассоциируется с миром авторского кино. В свое время братья Коэны даже создали пародийный образ «настоящего художника», который пытается написать для Голливуда сценарий «борцовской картины». Вы не боялись оказаться в ситуации Бартона Финка?
-- Гм, это сравнение приходило мне в голову. Но я нутром чувствовал, что это стоящая история и ее имеет смысл сделать. Понимаете, «Рестлер» для меня -- это не только мелодрама про стареющего спортсмена или, точнее, шоумена, ведь рестлинг -- это шоу, а не спорт. Это еще и документальный фильм про Микки Рурка, который играет рестлера. Это его история.
-- Про сходство биографии актера и его героя уже много написано. А в чем различия?
-- Микки -- профессиональный боксер, и ему поначалу очень трудно было смириться с тем, что его герой -- пародия на супергероя, клоун в блестящем трико. Несколько раз он заикался о том, что надо бы сделать фильм про боксера, настоящего мужика. Но потом вошел во вкус. Кстати, эти омерзительные зеленые лосины с блестками, в которых герой выступает на ринге, Микки выбрал сам.
-- В общем, Микки Рурк и рестлер Рэнди -- близнецы-братья. Как же получилось, что в какой-то момент на главную роль планировался Николас Кейдж?
-- Уверен, что и Ник отлично справился бы с ролью. Но роль была написана под Микки, и я рад, что в конце концов продюсеры утвердили именно его. Перед тем как сесть писать сценарий, Роберт Сигел установил фотографию Рурка вместо компьютерных обоев. Думаю, это говорит само за себя.
-- Несколько слов о сценаристе...
-- Очень забавный, очень мрачный, очень страстный. Боб чем-то напоминает мне Хэла Эшби. Надеюсь еще с ним поработать.
-- Вы наверняка много раз встречались с профессиональными рестлерами в подготовительный период. А изучали ли вы специально среду фанатов рестлинга? Меня всегда занимал вопрос: что они находят в этом спектакле?
-- Мы их не изучали, мы их наняли на работу. Вся массовка в фильме -- настоящие фанаты рестлинга. И сцена, в которой безногий фанат протягивает Рэнди свой протез в качестве оружия, основана на реальном эпизоде.
-- Вторая половина фильма куда больше похожа на традиционную мелодраму, чем почти документальное начало. Это сознательный выбор или компромисс?
-- Это сознательный компромисс. В сердцевине должна быть драма, понятная большинству. Для меня это наименее интересная часть фильма, я люблю его документальный аспект. Но нужно же зрителям за что-то зацепиться.
-- Так ведь документально снятые бои -- это и есть настоящая драма. На физиологическом уровне вы фиксируете тот момент, когда герой настолько измучен, истощен, что притворство перестает быть притворством, шоу напоказ оборачивается смертью всерьез.
-- Вам тоже понравилось, да? Если честно, будь моя воля, я бы склеил первые тридцать минут фильма в петлю и смотрел бы их бесконечно, но тогда фильм посмотрело бы вчетверо меньше зрителей.
-- Когда вы вставили в фильм сцену, в которой Рэнди ломает иранский флаг, вы предвидели протесты официального Тегерана?
-- И подумать не мог. Вопросов нет, в Голливуде легко могут опустить целый народ. Но мы-то хотели показать мир рестлинга, в котором все символы, в том числе и национальные, это всего лишь пустышки. И потом, в фильме есть стопроцентно положительный персонаж -- врач, который говорит Рэнди, что ему надо оставить рестлинг. Он носит иранское имя, и играет его актер иранского происхождения. Этого почему-то никто не заметил. Глупость получается; наш крошечный скромный фильм -- главный враг иранского народа...
-- «Рестлер» -- это еще и фильм о жестоких профессиях, где есть место только молодым. Спортсмен, танцовщица в стрип-баре... Профессия режиссера вписывается в этот ряд?
-- Глубоко убежден, что все люди, работающие в искусстве, думают об этом. «Не вышел ли я в тираж?» -- это главный вопрос. Чтобы уйти от него, я каждый раз рискую. Иногда проигрываю, но если уж выигрываю, то по-крупному.
-- Бюджет «Рестлера» -- шесть миллионов долларов. Это много или мало? Ведь до сих пор попадаются отличные картины, снятые за 300 тысяч...
-- В Америке снимать фильмы -- дорогое удовольствие. Есть масса профсоюзов работников кино, каждый со своими требованиями, каждый со своим минимумом заработной платы, ниже которого опускаться нельзя. Поэтому каждый доллар был на счету и шел в дело. И я, и Микки работали за копейки. Для США это малобюджетное кино.
-- Ваш следующий проект -- новая версия «Робокопа». Снимая голливудский блокбастер, будете ли вы чувствовать себя немножечко шпионом во вражеском лагере?
-- Для начала надо прочесть сценарий -- он пока еще не готов. А вообще я всегда в той или иной степени работал со студиями и научился находить общий язык с продюсерами. Голливуд -- это просто один из способов продюсировать фильмы. И не самый плохой.
|