Время новостей
     N°56, 03 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2009
Поцелуй Иуды
Год Индии в России омрачается высказываниями некоторых православных иерархов
На этой неделе в Большом театре официально открылись Дни Индии в России. Можно как угодно относиться к тому, что в России едва ли не всякий год посвящается тому или иному явлению, стране или общественной проблеме, но нельзя не согласиться с тем, что, невзирая на формальный характер подобного рода акций, к заданному властью объекту медитации наше внимание все же привлекается. Так, минувший год был объявлен в России Годом семьи, благодаря чему нам по крайней мере напомнили о том глубоком кризисе, в котором она находится.

2009-й объявлен Годом Индии в России (прошлый в Индии был Годом России, по этому случаю в дружественной стране проводились соответствующие мероприятия). Но если к проблемам семьи так или иначе причастен каждый россиянин, то до этого дипломатического реверанса, кажется, никому в России особого дела нет. Кроме, разумеется, самого государства, решающего с его помощью свои политические и экономические проблемы, ну и тех, кто любит загадочную, экзотическую землю Индии, кто увлечен ее культурой и философией.

В самом деле никакой видимой пользы, никаких полезных уроков объявленный властью Год Индии большинству россиян не принес бы (тем более что из-за кризиса урезан бюджет на культурные мероприятия), если бы не одно обстоятельство российской жизни последних лет. Уж очень будут диссонировать с предстоящими торжествами и заверениями в любви и дружбе некоторые крайне оскорбительные высказывания в адрес индуизма, которые себе позволяют иные облеченные определенными идеологическими полномочиями российские религиозные деятели.

И в этом случае безнаказанное хамство тех, кто клеймит древнейшую в мире духовную традицию, должно быть небезразлично каждому российскому гражданину. Если ему, конечно, небезразлична честь его Отечества, если ему не все равно, кто определяет ценности и идеологию его страны, кто влияет на царящую в ней общественную атмосферу, кто решает, что такое хорошо, а что такое плохо, что патриотично, а что можно расценивать чуть ли не как предательство Родины. Ибо сегодня распространяется мнение, что россиянам вредно учение индийских Вед, которыми, кстати, восхищались, черпали в них вдохновение и научные идеи не только гении прошлого, например Лев Толстой или Альберт Эйнштейн. Перспективные для науки идеи, не говоря уже о нравственных константах, в древних санскритских трактатах обнаруживают и многие современные философы и ученые (например, Геннадий Шипов, занимающийся фундаментальными вопросами физики). Так вот, стращая россиян древнеиндийской философией и религией, переусердствовавшие в любви к Родине патриоты завтра объявят вредными те или иные русские книги. А заодно писателей и философов, их создавших, если те не будут соответствовать их вкусам и идеологии, а главное, если станут помехой на пути к безраздельной власти над умами россиян.

Нелюбовь к индуизму, которую активно демонстрирует в последнее время РПЦ, прежде всего чревата дурными последствиями для кришнаитов. Чуть меньше, но все же перепадает иногда и буддистам, хоть они и находятся в оппозиции к Ведам. Но если последователям Будды в Патриархии позволили считаться «традиционной» для России конфессией (что, впрочем, не мешает православным активистам называть праздники буддистов «вербовочными акциями»), то российских последователей Кришны «сектоведы» и некоторые священники шельмуют как могут. К примеру, иерей Алексий Мороз, назвав их в одном из интервью «больными», подводит читателя к мысли, что такие и Родину продадут: «Все происходящее он (последователь Вед) воспринимает под углом учения своей секты, естественно, вырывается из родной среды, и русский народ для такого сектанта уже не его народ, а наша Родина уже не его Родина. Все, что находится здесь, для него становится чуждым...»

Прибегая к риторике времен сталинизма, цель которой уничтожить противника, священник вынужден пожертвовать здравым смыслом: что-то все-таки и российским последователям восточных религий не чуждо в родной стране. Например, их родственники, друзья, работа, родной город и т.п. Но вот что им стопроцентно становится чуждым, так это дурные, неискоренимые традиции своего народа, его же и губящие. И прежде всего пристрастие к алкоголю, как, впрочем, и к табаку, торговлей которыми церковь не брезгует, но от которых те же кришнаиты или буддисты напрочь отказываются.

Ну да ладно, Господь с ними. Нелюбовь иных православных священников к российским парням и девушкам, наряжающимся в индийские одежды и поющим мантры, еще как-то можно понять и оправдать уязвленным патриотизмом. Ну не хочет человек, чтобы на земле, где он родился, росли пальмы, ему по душе только березы и дубы. Но тот же иерей Мороз (и он не одинок в подобных высказываниях) на этом не останавливается. «А ведь за каждой мантрой стоит демон. Известно, что одна из древнейших мантр -- «аум», которой пользуются и буддисты, и кришнаиты, является мантрой самого сатаны», -- пугает своих соотечественников православный пастырь, не давая себе труд объяснить, откуда ему об этом известно. И не задумываясь над тем, что оскорбляет сотни миллионов индийцев, в том числе и тех, которые живут и трудятся в России. Каково, например, послу Индии в России или живущим здесь и пополняющим российский бюджет индийским бизнесменам, если они религиозны и произносят мантру, слышать подобные речи от представителя конфессии, близкой к Кремлю? И как после этого принимать из того же Кремля заверения в любви и дружбе?

«Это, конечно, неприятно, но не трагично, везде есть опускающиеся до хамства в адрес «чужих» радикал-патриоты», -- скажет иной культурный читатель. И предложит оскорбленным обратиться в суд, чтобы таким образом получить как минимум причитающиеся извинения за оскорбления, за религиозную дискриминацию да и просто за нарушение гарантированных российской Конституцией прав человека. Но этот культурный читатель, предложив найти справедливость в суде, не понимает, что суд и эксперты, без которых в подобных случаях не обойтись, должны быть как минимум независимыми -- и от светской власти, и от церкви, которая взялась приватизировать души россиян.

Вы не поверите, но, к примеру, именитые эксперты из петербургского Центра судебной экспертизы не только не нашли в оскорбительных выпадах процитированного священника никакой крамолы, никакого нарушения закона, но и сочли «откровения» Алексия Мороза полезными, поскольку они «направлены на обеспечение общественного порядка».

Если Мороз представляет религиозную организацию формально, по закону, по крайней мере от государства независимую, то судьи и эксперты все же состоят на государственной службе. А значит, в каждом их слове мы вправе видеть точку зрения государства. Как вписываются поддерживаемые представителями российской власти оскорбления святынь индуизма в предстоящее празднование Года Индии в России? Умом такого не понять. Для ума, опирающегося на факты и логику, а не на иррациональные движения «загадочной души», очевидно одно: адресованные индийскому народу и его лидерам праздничные поздравления в контексте борьбы обласканной властью конфессии с индуизмом будут выглядеть поцелуем Иуды.

Так что и Год Индии в России для всякого россиянина может оказаться очень даже полезным на предмет "дегустации" своей власти. То ли она открыто поддерживает организации (в данном случае РПЦ), представители которых ее же дискредитируют, то ли просто лицемерит, когда заверяет ту же Индию в любви и дружбе. Авторитет ее, как ни крути, страдает в обоих случаях.

Вадим ДЫШКАНТ