|
|
N°55, 02 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Одной ногой над пропастью
«Иж-Авто» может полностью остановить производство в апреле
Российский автозавод «Иж-Авто», подконтрольный группе СОК, может остановить производство. «Завод продолжает работать три дня в неделю по шесть часов, но мы не исключаем, что уже в апреле завод приостановит работу», -- сказал вчера «Времени новостей» начальник управления по связям с общественностью СОК Дмитрий Румянцев. Может быть уволено примерно 90% персонала «Иж-Авто», а 10% сотрудников останутся работать для обслуживания котельной и самого завода, сообщил он, добавив, что причина такого решения -- рост на 40% стоимости машинокомплектов, которые компания закупает у KIA Motors за валюту с осени прошлого года, а также значительное сокращение спроса на автомобили.
С конца прошлого года «Иж-Авто» несет значительные убытки, исчисляемые миллионами долларов в месяц. Масла в огонь подлил и срыв сделки по покупке завода «АвтоВАЗом». «Мы сделали все от нас зависящее, но сделка не состоялась из-за позиции «АвтоВАЗа», -- подчеркнул представитель СОК. В «Ростехнологиях» (контролирует 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа») от комментариев отказались. Впрочем, источник «Времени новостей», знакомый с ситуацией, отметил, что «Иж-Авто» является интересным активом и не исключено, что стороны вернутся к переговорам о покупке предприятия после того, как ситуация на рынке станет более стабильной.
О том, что «АвтоВАЗ» приостановил сделку по покупке «Иж-Авто», заявлял и сам президент компании Борис Алешин, также отмечая возможность возврата к ней. По словам г-на Алешина, группа СОК не известила «АвтоВАЗ», что продаваемый контрольный пакет «Иж-Авто» заложен в банках. Однако сейчас, добавил он, никакого конфликта с группой нет и быть не может.
Между тем в понедельник президент Удмуртии Александр Волков на совещании с вице-премьером Александром Жуковым в Нижнем Новгороде сообщил, что «Иж-Авто» намерен сократить 5 тыс. человек, поскольку сделка по покупке «АвтоВАЗом» ижевского автозавода затянулась. «Необходимо повлиять на ситуацию», -- сказал тогда г-н Волков. Ведь «Иж-Авто», по его словам, способен производить до 350 тыс. автомобилей в год, это самый современный автозавод в России, на предприятии около 5 тыс. сотрудников в возрасте до 35 лет. Кроме того, как считает г-н Волков, автомобилестроение -- важный сектор промышленности для Приволжского федерального округа, и ему необходимо придать статус целевой программы.
По данным источника «Времени новостей», «Иж-Авто» до последнего момента надеялся на сделку с «АвтоВАЗом», но ни один из ее вариантов не был реализован. Последняя схема сделки состояла в том, что тольяттинский автогигант планировал оплатить 98% акций «Иж-Авто», передав группе СОК 75% акций в своем дилерском холдинге «Лада-Сервис». Ранее стороны обсуждали и возможность оплаты части акций «Иж-Авто» автомобилями Lada.
Впрочем, аналитик «Уралсиба» Наталья Сорокина считает, что к приостановке предприятия должен был привести целый комплекс причин, а не только срыв сделки: «Менеджмент СОК должен был рассматривать и другие антикризисные варианты, чтобы не допустить остановки предприятия».
Сейчас самое важное -- это взаимодействие предприятия с поставщиками -- «АвтоВАЗом» и KIA («Иж-Авто» занимается сборкой автомобилей ВАЗ-2104 и моделей KIA -- Spectra, Rio и Sorento). «АвтоВАЗ», по словам г-на Алешина, пытается провести взаиморасчеты по долгам: «Я не делаю движений в сторону остановки «Иж-Авто», поскольку понимаю, что за этим стоят люди».
Ирина ЦЫРУЛЕВА