|
|
N°55, 02 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земельный вопрос Мао Цзэдуна
В Китае рассекретили циркуляр с претензиями к СССР
«Зачем Мао Цзэдун хотел предъявить территориальный счет Советскому Союзу» -- под таким заголовком во вчерашнем номере журнала «Чжунго синьвэнь чжоукань» («Еженедельник новостей Китая») вышла статья о рассекреченном недавно документе МИД КНР. Это информационный циркуляр «Беседа председателя Мао о том, что СССР прирезал себе слишком много земли», который 28 июля 1964 года разослали во все зарубежные представительства Китая.
В него вошли заявления Мао Цзэдуна, сделанные в беседе с делегацией Соцпартии Японии 10 июля 1964 года. Мао сказал, что Китай «еще не рассчитался» с русскими за то, что в XIX веке они «отрезали себе земли к востоку от Байкала, включая Боли (Хабаровск. -- Ред.), Хайшэньвэй (Владивосток. -- Ред.) и полуостров Камчатка». Обращаясь к японцам, Мао изрек: «Мы еще не предъявляли им этот счет. Поэтому ваши Курилы для меня не являются проблемой, их нужно вернуть вам». Тогда иностранные СМИ уже через несколько дней сообщили на весь мир о территориальных притязаниях Мао. Но внутри Китая мидовский циркуляр лишь теперь стал частью официально признанного внешнеполитического наследия.
Работавший в 1964 году переводчиком русского языка при канцелярии ЦК КПК Чжу Жуйчжэнь напомнил, что в июне--июле на проходивших в Пекине советско-китайских переговорах об определении линии границы атмосфера становилась «все более раскованной». 1 июля один из важных чиновников МИД КНР даже предложил участникам переговоров поехать на две недели на приморский курорт Бэйдайхэ. Мао Цзэдун выступил в тот момент, когда многие члены обеих делегаций отдыхали.
Мао добивался, чтобы СССР признал все прежние пограничные договоры с Китаем «неравноправными», дабы потом «великодушно» оставить земли северному соседу. Однако советская сторона расценила это требование как ловушку, позволяющую Китаю в будущем потребовать «возвращения» территорий. Осенью 1964-го Мао сказал министру обороны Албании, что «холостыми залпами» хочет заставить Хрущева «подпрыгнуть». Но Пекин не получил никаких уступок от Москвы -- советская реакция была жесткой.
Эксперт по китайско-российским отношениям Ли Даньхуэй считает, что Мао Цзэдун пожертвовал переговорами о границе ради политической борьбы. Вождь подозревал, что глава государства Лю Шаоци и премьер Чжоу Эньлай склонялись тогда к примирению с «советским ревизионизмом», поэтому выпад против Никиты Хрущева был ударом по «соглашателям» в руководстве КНР. Иными словами, Мао создал напряженность на границе с СССР ради подготовки кампании по борьбе с «ревизионистами» внутри страны.
Александр ЛОМАНОВ