Время новостей
     N°55, 02 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2009
Терминальное решение
Совет Федерации отклонил закон об оплате услуг "на улице"
Оплачивать «на улице» мобильную связь, услуги ЖКХ и штрафы снова незаконно. Совет Федерации вчера отклонил закон, призванный регулировать деятельность платежных терминалов, принимающих наличные в счет оплаты услуг. Таким образом, банки формально остаются монополистами по приему платежей от населения, а терминалы продолжают существовать в правовом вакууме.

Коллизия вокруг платежных терминалов возникла в конце 2007 года. Аппаратов по приему платежей в последние годы появилось великое множество: помимо ставших привычными терминалов по приему платежей за сотовую связь и Интернет это терминалы для уплаты штрафов ГАИ, кредитов, коммунальных услуг, брони авиабилетов, счетов за электроэнергию и газ. Действующее законодательство не обязывает владельцев терминалов соблюдать «субординацию» в отношениях с банками. Для перевода платежа владельцу терминала достаточно лишь заключить агентское соглашение с конечным получателем платежа. В то время как банкиры вынуждены работать, подчиняясь жестким инструкциям Центробанка, небанковские платежные терминалы никому не подконтрольны.

Банки резко возражали против такого положения вещей, и в конце 2007 года Центробанк выпустил указание №1842-У, предписывающее организациям, принимающим платежи, в том числе и через терминалы, заключать договоры с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег. Вступившие в силу параллельно поправки в банковское законодательство обязали организации, принимающие платежи, иметь банковскую лицензию или договор с банком. Для убедительности сотрудники МВД получили инструкцию, обязывающую при проверке пунктов приема платежей требовать соответствующий договор, регистрацию платежных терминалов по адресу филиала банка и оборудованного рабочего места для сотрудников фирмы, принимающей платежи.

Тогда предотвратить обвал рынка небанковских платежей помогли лишь спешно выпущенные разъяснения Федеральной антимонопольной службы и правительства. Правительство рекомендовало правоохранительным органам и Центробанку «воздержаться от действий, направленных на прекращение деятельности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по приему платежей населения по агентским и субагентским договорам». Согласно договоренности, заключенной между Центробанком, Минфином и МВД, временно агентские соглашения остались в силе. Думе же поручено было разработать соответствующий закон.

Новый закон обязал владельцев терминалов оснастить аппараты фискальной памятью с кассовой лентой, так как только чек является страховкой потребителя от потери денег, если платеж потеряется в системе. На чеке должны быть указаны наименование оплаченного товара, информация об операторе, размер комиссии, дата и время платежа. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее трех лет. В отдельно оговоренных случаях оператор должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

Официально возражения у сенаторов вчера вызвал не сам базовый закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а закон о внесении изменений в действующее законодательство. При этом процедура рассмотрения законопроектов требует отклонить оба документа. Впрочем, сенаторы усмотрели в базовом законе «элемент коррупционности», так как в документе, по их мнению, не прописана сфера ответственности агентов. По словам главы комитета Совета Федерации по финансовым рынкам Дмитрия Ананьева, закон легализует бесконтрольность, в частности, платежные агенты могут не вставать на учет в «Росфинмониторинге». Закон, по его мнению, также не предусматривает ответственности за утрату средств плательщика. Требование закона о наделении терминалов фискальной памятью сенатор Ананьев считает избыточным. "Принятие закона заставит банки отказаться от 30% своих банкоматов", -- пояснил он.

Кроме того, любой платеж до 15 тыс. руб. при использовании терминала не идентифицируется, что, по мнению сенаторов, создает условия для мошенничества. По словам главы сенатского комитета по экономике Оганеса Оганяна, значительная часть платежных агентов может заняться обналичкой, что приведет к переходу значительных финансовых средств в теневой сектор.

До принятия закона терминалы по-прежнему остаются вне правового регулирования и какого бы то ни было учета, что вызывает еще больше опасений о перетоке денег в теневой сектор. Через терминалы проходят огромные деньги. Рынок моментальных платежей в прошлом году достиг 536 млрд руб., что на 36% больше показателя 2007 года. В 2008 году через пункты моментальных платежей было проведено 5,4 млрд транзакций. Но это данные независимых экспертов. Сколько терминалов установлено в стране и какую прибыль они приносят, не знает даже Федеральная налоговая служба.

Ирина СКЛЯРОВА