|
|
N°55, 02 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Честь пиджака
Министерством обороны будут руководить генералы в штатском
Два четырехзвездных и два трехзвездных генерала из руководства Министерства обороны России добровольно сняли погоны. Это статс-секретарь -- заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, начальник вооружения -- замминистра обороны генерал армии Владимир Поповкин, начальник главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) -- заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов и начальник Главного управления кадров генерал-полковник Михаил Вожакин. Однако все они остались на занимаемых должностях. В материальном плане даже выиграли: к окладу госслужащего у них добавляется неплохая военная пенсия.
"Эти четыре должности остались в генеральском перечне, но они могут замещаться как федеральными гражданскими служащими, так и военными, -- пояснил вчера Николай Панков. -- В одночасье все руководство военного ведомства не превратится в "гражданских". Сугубо военные должности начальника Генерального штаба или первого замминистра обороны, ответственного за боевую подготовку и службу войск, которую занимает генерал Колмаков, и подобные останутся без изменений".
Не планируется массово замещать офицерские должности в войсковом звене -- в дивизиях и полках. «Что касается надстроечных структур -- это предмет анализа и принятия решений", -- сказал теперь уже гражданин Панков. В ближайшее время Минобороны определится, какую долю должностей в центральном аппарате (53 тыс. человек) и в окружном звене могут замещать гражданские специалисты. Но уже сегодня ясно: гражданские специалисты могут и будут назначаться на должности начальников в кадровых органах родов и видов вооруженных сил, в структурных подразделениях Главного организационно-мобилизационного управления.
"Что касается эксплуатационной составляющей, -- пояснил Николай Панков, -- то в этой структуре есть начальник штаба, начальники управлений -- они будут военными".
Сложно сказать, является ли снятие генералами погон разовой пиар-акцией военной реформы или стратегией. Сами генералы поясняют: все продиктовано необходимостью пропаганды среди военных и населения реформы по формированию "нового облика" вооруженных сил. Однако и без таких «жертв» более полутора тысяч человек в военном ведомстве сегодня работают на государственной гражданской службе.
Федеральные государственные чиновники, назначаемые на высшие генеральские должности в центральном аппарате военного ведомства, будут проходить конкурсные процедуры. Василий Смирнов тоже пройдет их перед тем, как будет назначен на ту же должность в Генштабе. Но это просто смешно -- вчера прекрасно выполнял обязанности (иначе его не держали бы на этой должности несколько лет), а сегодня доказывай свою профпригодность.
Нелогично и то, что не планируется замещать гражданскими специалистами должности начальника тыла вооруженных сил и начальника службы расквартирования и обустройства войск. "В этих структурах есть войсковые подразделения, поэтому их будет возглавлять военный человек", -- сказал вчера г-н Панков. Однако у кадровиков, вооруженцев, специалистов ГОМУ вся «тематика» чисто военная, но их ведь огражданили.
Поэтому появилась и такая трактовка поступка четырех генералов: они выбрали все воинские звания, которые им полагаются, а вот начальник тыла положенное ему звание генерала армии еще не получил. Вот когда получит, тогда и формулировка для увольнения найдется. Тем более что многие тыловые функции от военных переданы гражданскому холдингу «Оборонсервис». Стало понятным и непривычно быстрое после назначения на должность присвоение звания генерала армии Владимиру Поповкину. Видимо, акция с распогониванием руководства Минобороны замышлялась давно.
По мнению Николая Панкова, в российской армии "не сформирована культура завершения военной службы офицеров". "Это, как правило, сильный стресс, обусловленный непониманием своей дальнейшей судьбы", -- сказал он. Поэтому при формировании нового облика вооруженных сил руководство Минобороны создает условия для нормальной социальной адаптации увольняемых военнослужащих. И в структурах военного ведомства существует институт федеральной государственной гражданской службы, увеличивается количество должностей, замещаемых гражданским персоналом. Кроме того, с созданием холдинга "Оборонсервис" появилась мощная инфраструктура, которая позволит использовать потенциал увольняющихся военнослужащих.
Добровольная отставка четверки генералов свидетельствует также об углубляющемся разделении функций Генштаба и Минобороны. Но Минобороны не будет слепо копировать чей-либо опыт, утверждал вчера Николай Панков: "Что для них хорошо, то для нас -- смерть». Однако за рубежом, сказал «Времени новостей» директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, отставной генерал назначается на госдолжность лишь спустя несколько лет -- чтобы мог со стороны посмотреть на свою прежнюю службу.
Вице-президент Коллегии военных экспертов генерал Александр Владимиров в беседе с «Временем новостей» выразил уверенность: должность Василия Смирнова должна оставаться военной -- он ведь занимается еще и мобилизационной подготовкой. Генерал Владимиров крайне удивлен тем, что генеральские должности начали «резать» именно с Министерства обороны, а не с куда более близких к гражданской жизни МЧС, таможни, ГИБДД.
«Профессия офицера должна быть уделом избранных», -- заявил вчера теперь экс-генерал Панков. Это, безусловно, здравая мысль: нельзя кого ни попадя тащить в защитники Отечества. Но не приведет ли радикальное огражданивание бывшего офицерского корпуса к вымыванию всего истинно военного, без чего нельзя выиграть и самый маленький бой? Это когда вместо приказа говорят: «Будьте любезны, не соизволите ли вы пальнуть по цели номер два?»
Николай ПОРОСКОВ