Время новостей
     N°77, 29 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.04.2002
Лететь с одним крылом
Первая из российских киноакадемий уже вручила свои премии
Сначала -- о главном. То есть о том, кто получил. Победа в основной части номинаций национальной премии «Ника» досталась главному на сегодня кинематографическому коллективу -- команде Александра Сокурова за фильм «Телец». Как и на вручении премии критики «Золотой овен», один за другим выходили на сцену художница Наталья Кочергина, актеры Леонид Мозговой и Мария Кузнецова, сценарист Юрий Арабов, оператор и режиссер Александр Сокуров, продюсер Виктор Сергеев. Уносили «Ники», сдержанно и достойно благодарили. Сокуров, как обычно, низко поклонился и подчеркнул: для меня это -- большая честь. Семь призов, а следовательно, и семь «одиннадцатых» «Жигулей» (непременное дополнение к фигурке богини) получили сокуровцы. И еще 15 тысяч метров пленки -- традиционный презент Министерства культуры фильму-победителю.

Но все это уже мало кто видел -- в зале во втором отделении остались лишь самые стойкие, а телевизионная трансляция началась так поздно, что награждение основных лауреатов пришлось уже не на ночные, а практические на утренние часы.

Тем не менее трансляция по ОРТ все-таки была, а значит, и церемония вручения «Ники», давно уже ориентированная в первую очередь на создание зрелищного шоу для телезрителей, не пропала совсем зря.

Команда «Ники» очень постаралась, чтобы все было сделано как можно значительнее, ярче, весомее -- как бы в преддверии будущей церемонии конкурентов, михалковского «Золотого орла». Среди почетных гостей номером один, конечно, был Борис Ельцин. Он сидел в первом ряду рядом с женой Наиной и актером Алексеем Баталовым, лауреатом «Ники» в номинации «За честь и достоинство». Поднялся на сцену -- вручить ту самую «Нику» Баталову, сказал речь -- внятно и коротко, от души, призвав авторов «примитивных, неумных, штампованных американских боевиков» учиться у советских артистов, режиссеров и художников. После антракта, естественно, отбыл. Не стал ждать конца церемонии и Юрий Лужков, награждавший в компании с Верой Алентовой режиссера документального кино Андрея Осипова. Михаилу Швыдкому пришлось отсидеть весь срок, чтобы вместе со своим первым замом Александром Голутвой лично поздравить Виктора Сергеева с призом «Тельцу» (Александр Сокуров к этому времени уже уехал, торопясь на «Красную стрелу»).

Мотив движения элит между двумя столицами был одним из главных на церемонии. Над пристрастием перемещаться на все важные события из Петербурга в Москву целыми составами много шутили. На деле же питерские гости в роли «вручал» воплощали достоинство, духовность и интеллигентность: за северную столицу помимо Сокурова выступили директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, композитор Андрей Петров, режиссер Алексей Герман, актер Кирилл Лавров. Московскую же тороватость, веселость и предприимчивость кроме хозяев церемонии Юлия Гусмана и Эльдара Рязанова демонстрировали мэр Юрий Лужков, певец Иосиф Кобзон, писательница Виктория Токарева, актер Александр Калягин, кинодраматург Павел Финн, сатирики Аркадий Инин и Аркадий Арканов.

Еще одной сквозной темой была степень легитимности «Ники». Эльдар Рязанов зачитал сертификат из Минюста, которым академии кинематографических искусств «Ника» присвоен статус общероссийской. С экрана «Нику» поздравляли британская БАФТИ и французский «Сезар» -- главные европейские кинопремии. И «Золотой орел» -- так называется современная польская премия.

Количество шпилек в адрес нового «Орла», надо отметить, было далеко не так велико, как можно было ожидать. Началось, правда, с пародийного «Лебединого озера», которым якобы заменили трансляцию церемонии. На белую крылатую деву нападал зловещий птиц, но все кончалось хорошо. Смешно показал «сына известного писателя» Максим Галкин, рассказывая в лицах о собрании гаражно-строительного кооператива. Александр Ширвиндт и Михаил Державин вынесли на сцену свою «лепту в становление общего единства за 221 доллар» в виде итальянского унитаза, на котором можно «сидеть орлом». «Орлом» же обернулся и Леонид Ярмольник, не удержавшийся от соблазна изобразить очередную птичку. Но серьезной академии «Ника» не пристало слишком зубоскалить. В придачу к традиционным, в духе кавээновских капустников, шуткам и старым добрым эстрадным аттракционам в юбилейную, пятнадцатую, церемонию влили довольно пафоса. Началось с первой номинации «За вклад в науку, критику и образование», с победой в которой поздравить 97-летнего преподавателя ВГИКа Сергея Комарова пришли многие лауреаты «Ники» прошлых лет, включая и 94-летнюю Марину Ладынину. Пафос местами был искренен, но порой становилось жаль участников церемонии: серьезность задач как будто задавила тот легкомысленный и вполне незатейливый юмор, что был отличительной особенностью полупародийной прежде домашней церемонии. Да и участники ее не молодеют: хрущевский почин создал замечательное «оттепельное» кино, семидесятые годы были временем расцвета для сотен кинематографистов, но река сузила течение, новое ее русло мелко и илисто, на смену старым сотням приходят едва единицы. Поколение кинематографистов постарело, не обеспечив себя молодой порослью нужной плотности. Так что и усталость Гусмана, и нервная растерянность Эльдара Рязанова вполне объяснимы и по-человечески понятны. Сегодня «Ника» выстояла, но победа ей далась очень нелегко, да и плоды ее пока эфемерны.

Правда, сопернику «Ники» сейчас тоже несладко. Возможно, вручение «Золотых орлов» в этом году и вообще не состоится -- не успеют подготовиться. Или состоится в очень урезанном, «прикидочном» варианте. Второго Сокурова для него в раскладе этого года нет, хотя по регламенту «Орел» (в отличие от "Ники", ограниченной прошлым, то есть завершившимся, годом) может выбирать из фильмов, появившихся на свет буквально только что. Так что если есть легитимная возможность вручить премию кому-то из только что закончивших съемки режиссеров -- Андрею Кончаловскому, Павлу Лунгину, Александру Рогожкину, то грех ее упускать. К тому же весной появились «Война» Алексея Балабанова или (кому что нравится) «Звезда» Николая Лебедева. Так что именно в этом году смешного положения, при котором одни и те же люди среди одних и тех же фильмов выбирают одних и тех же лауреатов, получающих за это пару «крылатых существ», еще можно избежать.

Алена СОЛНЦЕВА