|
|
N°55, 02 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борцы и эскаписты
Во Вроцлаве начался фестиваль главной театральной премии Европы
Во Вроцлаве открылся фестиваль премии «Европа -- театру». Приз с этим названием вручается уже 13-й раз, переезжая из одного европейского города в другой. Прошлые два года торжества происходили в греческих Салониках, до этого -- в итальянском Турине и других городах. «Большой» премией «Европа -- театру» награждаются только самые-самые великие, практически живые классики театра ХХ века (ХХ, поскольку чаще всего это люди немолодые). Среди награжденных были и Стрелер, и Мнушкина, и Брук, и Хайнер Мюллер, и Роберт Уилсон, и Пина Бауш, и другие режиссеры-драматурги-хореографы со столь же громкими именами. Россия внесла в эту копилку Льва Додина. Премия эта составляет 60 тыс. евро и устраивает большие торжества вокруг награжденного: разнообразные дискуссии, симпозиумы, конференции, плюс лауреат привозит на фестиваль несколько своих свежих спектаклей и показывает приехавшим со всего мира профессионалам театра последнюю, еще не законченную работу в формате work-in-progress.
В связи с тем что 2009 год ЮНЕСКО объявило Годом Гротовского, торжества проходят в одном из самых театральных городов Польши -- во Вроцлаве, где и начинал работать великий режиссер и исследователь театра Ежи Гротовский. А лауреатом «большой» премии назван знаменитый поляк Кристиан Люпа (тот самый, что в этом году номинирован на «Золотую маску» со спектаклем «Чайка» из Александринки). На фестивале во Вроцлаве Люпа покажет три новые постановки: «Фабрика 2» -- это восьмичасовая «коллективная фантазия», вдохновленная работами Энди Уорхола, очень резкая сатирическая пьеса Вернера Шваба «Президентши» и мировая аванпремьера триптиха «Персона», где представит взгляд на трех знаменитостей (среди которых Гурджиев и Мерилин Монро). Ну и, конечно, торжества, связанные с Годом Гротовского и новым лауреатом-поляком, будут идти в сопровождении парада самого разнообразного польского театра -- от кукольного до радикального авангарда.
Кроме «большого» приза, который вручается уже в 13-й раз, премия в 11-й раз награждает еще и «малым», под названием «Новая театральная реальность». Она предназначена для театральных экспериментаторов, не достигших 50 лет, и на нее могут быть номинированы несколько режиссеров. Этот приз тоже получало немало постановщиков, которых теперь почитают не менее великими, чем лауреатов «большой». В их числе Анатолий Васильев, Эймунтас Някрошюс и Криштоф Марталер, а вслед за ними те, кого мы относим к «новому европейскому театру», вроде Алвиса Херманиса, Оскараса Коршуноваса, Томаса Остермайера или Штефана Кэги с театром «Римини протоколл». В общем, те, кого мы знаем главным образом благодаря фестивалю NET. Премия эта, всегда составлявшая 20 тыс. евро, делится на всех лауреатов года поровну, и есть правило, по которому если режиссер на вручение не приехал (что бывает), то своей части денег он лишается.
В этом году лауреатов «Новой европейской реальности» целых пять, и, вероятно, именно поэтому денежную часть премии решили увеличить до 30 тыс. евро. В последние годы левая Европа в ряды театральных экспериментаторов, за спектаклями которых охотится весь фестивальный мир, добавляет режиссеров, профессионально менее изощренных, зато работающих с социальным, «протестным» театром. В прошлом году в этой роли выступал белорусский «Свободный театр», в этом году тут будут Родриго Гарсиа (Испания/Аргентина) и Пиппо Дельбоно (Италия), не раз приезжавшие и на Авиньонский театральный фестиваль. Кроме того, «Новую театральную реальность» получат бельгиец Ги Кассье и два года назад бывавший в Москве со своими трудно разгадываемыми и медитативными зрелищами француз Франсуа Танги. И уже получивший нашу престижную премию Станиславского венгр Арпад Шиллинг, дважды приезжавший в Россию с совершенно разными, но равно замечательными спектаклями -- тихой, камерной, психологической «Чайкой» и грандиозным, сатирическим и очень жестким шоу Blackland. Пятого апреля, в день торжественного закрытия фестиваля, Шиллинг представит некое неизвестного жанра действо под заголовком «Апология эскаписта» со своими комментариями.
Дина ГОДЕР