В Москве на пресс-конференции, посвященной сотрудничеству Mozilla Foundation, разработчика популярного браузера Firefox, и российского поисковика «Яндекс», глава компании Mozilla Митчелл Бэйкер в беседе с корреспондентом «Времени новостей» не стала отрицать вероятность того, что Всемирную паутину в обозримом времени ожидает технологическая революция. Г-жа Бэйкер, более того, заявила, что ее компания намерена в этой революции поучаствовать.
Изменения могут коснуться языка HTML. Этот язык описания веб-страниц используется уже почти два десятка лет и устарел безнадежно. Хотя HTML -- это работоспособная и достаточно надежная технология, у нее нет будущего. Чтобы транслировать в окно браузера, например, потоковое видео, нужно нечто гораздо более совершенное, чем программы, изначально сделанные всего лишь для интерпретации HTML-кода.
«Пока мы не можем сказать, что и когда это будет и будем ли именно мы теми людьми, которые что-то изменят, -- сказала г-жа Бэйкер и добавила: -- Конечно, мы не готовы полностью отказаться от HTML, поскольку это значило бы, что мы готовы отказаться от того, что было в Интернете до этого».
В настоящее время в Mozilla экспериментируют с технологиями, которые могли бы заменить (или дополнить) HTML, ведут, если говорить правильно, R&D (от англ. Research and Development -- «исследования и разработки»). По словам Митчелл Бэйкер, сотрудники компании уверены, что им удастся стать одними из первых, кто произведет веб-революцию.
Это удивительно. Когда свой браузер делает Microsoft, Google или Apple, это понятно. Большие компании с помощью собственных браузеров, очевидно, намерены продвинуть на рынок (и в умы пользователей) технологии, идущие на смену HTML. Но на что рассчитывает Mozilla? Всего 200 человек, да еще неуправляемые, без жесткой иерархии, программисты из сообщества open source... Едва ли им по силам выдержать конкуренцию с большими компаниями, когда речь идет не просто о создании программного продукта, а о технологическом прорыве. Впрочем, если Mozilla сможет, во-первых, наладить R&D силами сообщества open source и разработать открытые стандарты для будущего Web и, во-вторых, убедить пользователя в преимуществе этих стандартов, тогда да, теоретический шанс есть.
Михаил Калиниченко, гендиректор компании StarForce и авторитетный IT-эксперт, полагает в связи с этим, что Firefox -- это вклад киберанархистов в ожидаемую технологическую революцию: "Да, компании играют каждая за себя. А есть игрок, который играет против всех. Этот игрок -- сообщество open source. Они -- это те, кто в бюллетене голосования за технологии всегда выбирает пункт "против всех".
Митчелл Бэйкер рассказала также о развивающемся сотрудничестве с «Яндексом». На содержание команды, выпустившей и поддерживающей бесплатный браузер (а по словам г-жи Бэйкер, Firefox занимает 20% мирового и 30% европейского рынка), нужны средства. Основную часть дохода Mozilla получает от поисковых сайтов, которые платят компании за то, чтобы рядом с адресной строкой в браузере стояла еще одна строка, откуда запрос можно передать сразу на дружественный поисковик. До недавнего времени львиную долю этого дохода компании приносило сотрудничество с Google. "Но мы готовы отказываться от этой поисковой системы в пользу национальных поисковиков, поскольку на примере компании «Яндекс» знаем, что в своих странах они более эффективны", -- сказала Митчелл Бэйкер. На вопрос о том, стала ли Mozilla больше зарабатывать, сотрудничая с «Яндексом», г-жа Бэйкер ответить затруднилась, заметив, что "Mozilla не гонится за каждой копейкой".
Подготовлено совместно с iToday.ru