Время новостей
     N°53, 31 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2009
Шипами по кодексу
В Госдуму внесен законопроект о зимних шинах
Российским автомобилистам предлагают к следующей зиме предусмотреть в своем бюджете обязательную статью расходов -- на климатические особенности родной страны. Давно ведущиеся разговоры о запрете на передвижение в зимние месяцы на летних шинах наконец обрели форму официального документа. На днях соответствующие поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях внес в Госдуму депутат Анатолий Иванов. Заодно г-н Иванов предлагает удовлетворить и репрессивные позывы градоначальников Москвы и Санкт-Петербурга, давно ждущих в законодательстве кар, которые позволили бы штрафовать автомобилистов, въезжающих в лето на шипах и тем самым якобы наносящих непоправимый урон дорожному покрытию.

В частности, поправки предусматривают, что с 1 декабря по 1 марта будет запрещена эксплуатация легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков максимальной массой до 3,5 тонны (проще говоря, вплоть до "Газелей") на летних шинах. Выезжать на дороги можно будет только на покрышках, произведенных из специальных смесей и имеющих такой рисунок протектора, который даже при низкой температуре позволяет сохранять высокие сцепные свойства со скользкой поверхностью. На обязательном наличии шипов г-н Иванов не настаивает -- он считает, что достаточно специальной маркировки на шине, а также чтобы остаточная высота протектора была не менее 3 мм. Попытка нарушить этот запрет повлечет штраф в размере 500 руб. Такое же взыскание предусмотрено и в том случае, если автомобиль на шипованных шинах появится на улице с 1 мая по 30 сентября.

Пока эти поправки не прошли даже через обсуждение в профильном транспортном комитете Госдумы. Однако откровенных «противопоказаний» у этой инициативы нет, тем более что внес ее представитель левого крыла партии власти, который к тому же сделал в пояснительной записке все необходимые для одобрения свыше ссылки. В лучших традициях советских дипломных работ и диссертаций, непременно содержавших ссылку на труды основоположников марксизма-ленинизма либо на решения съезда КПСС, Анатолий Иванов в пояснительной записке к законопроекту подчеркивает, что его поправки в конечном счете повлияют на «безопасное передвижение туристов (в том числе участников и гостей зимних Олимпийских игр в Сочи)». Как не чуждый автопрому человек, проработавший много лет на Волжском автозаводе, г-н Иванов откровенно пишет, что его предложение «создаст предпосылки для увеличения спроса на продукцию отечественных производителей шин и услуги шиномонтажа». В то же время как бывший электромеханик по налаживанию станков с ЧПУ и профсоюзный деятель, он предлагает считать необходимые условия для зимней эксплуатации выполненными даже в том случае, если зимние шины установлены «хотя бы на одной из осей». Да и минимальную остаточную высоту протектора г-н Иванов выбрал ниже минимума, установленного в тех западноевропейских и скандинавских странах, на опыт которых он ссылается. Тем самым депутат весьма откровенно намекает, что его законопроект потребует не самых значительных затрат даже для тех российских автомобилистов, которые до сих пор умудряются обходиться одним комплектом колес в условиях пусть и все более теплой, но все еще непредсказуемой российской зимы.

Примечательно, что предложение депутата Иванова предполагает, с одной стороны, что запрет на зимнюю эксплуатацию машин на летних колесах будет вводиться федеральным законом (хотя формально это можно сделать и постановлением правительства), а с другой -- дает полномочия регионам на свое усмотрение вводить дополнительные ограничения на использование местными водителями шипованной резины, в том случае если климатические условия позволяют и вовсе без нее обходиться. Такой подход меняет отношение к поправкам и автомобильных правозащитников, традиционно негативно реагирующих на любые попытки власти ввести новые запреты на дорогах. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин подчеркнул, что сознательные автомобилисты сами ставят себе запрет на эксплуатацию неподготовленной машины. По его мнению, любой запрет, вводимый сверху, должен учитывать особенности нашей страны, охватывающей несколько климатических поясов -- от Заполярья до субтропиков. «При соблюдении этих условий можно согласиться с запретом эксплуатации машин с летней резиной в зимнее время, -- пояснил г-н Похмелкин. -- Однако законодательный запрет на использование шипованной резины, на мой взгляд, является попыткой переложить на плечи автомобилистов просчеты дорожников и строителей. Колейность на дорогах появляется не из-за шипов, а из-за нарушения технологии строительства».

Олег ВОЛКОВ