|
|
N°52, 30 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клинический случай
Первое, рефлекторное, желание, возникающее при ознакомлении с «учебным пособием», -- досадливо отмахнуться: слишком похож его «дремучий» текст на грубую провокацию, затеянную, чтобы дискредитировать имеющий неплохую репутацию силовой вуз. Однако мысль о «происках» улетучивается мгновенно, едва взглянешь на шапку обложки издания: «Министерство внутренних дел. Санкт-Петербургский университет» и выходные данные, не допускающие разночтений. Все серьезно.
Не вторгаясь в сугубо юридическую сферу написанного автором, остановлюсь на нескольких, наиболее колоритных историко-политических примерах предложенной для изучения книжки. (Умолчу и о множестве ошибок -- от орфографических до стилистических, выдающих не только неуважение к русскому языку, но и пренебрежение к потенциальным читателям-студентам).
«И.В. Сталин как никто другой понимал, что троцкизм только часть айсберга, имя которому сионизм, и знал конечные цели последнего, какую угрозу он нес Советскому Союзу, дав его приверженцам общее имя «врагов народа»» (с. 11) За подобное «обобщение» автор в столь любимое им время заслужил бы как минимум 58-ю статью со всеми вытекающими последствиями. Ибо вождь народов отнюдь не был столь однообразен. В его многомиллионной коллекции «врагов народа» были не только «троцкисты-сионисты», но и множество других разновидностей «вредителей» -- нэпманы, «зиновьевцы», «бухаринцы», кулаки, «подозреваемые в шпионаже», разнообразные «уклонисты», «члены семьи изменников Родины» и т.д.
«Разгром немецкого фашизма не означал, что у Советского Союза не стало врагов. Оставался и стал набирать силу старший брат фашизма -- сионизм» (с. 13). Итак, «старший брат фашизма -- сионизм». Следите за логикой? Гитлер -- продолжатель дела Герцля...Курьезно, но факт: если сделать над собой интеллектуальное усилие и встроиться в систему координат автора, то получится, что самым большим сионистом в СССР был товарищ Сталин -- именно благодаря нему Советский Союз голосовал за создание в 1948 году государства Израиль, то есть как раз за воплощение сионисткой мечты. Об этом событии в политической биографии вождя «учебное пособие», правда, скромно умалчивает. Зато следует генеральной линией: «Развал СССР и появление на его территории СНГ расшифровывается в народе как Сбылась Надежда Гитлера. То, что не смог сделать германский фашизм, сумел совершить мировой сионизм» (с.55), -- этот резюмирующий тезис выделен в книжке жирным шрифтом. Какому именно народу он приписывает столь примитивно-оскорбительную «расшифровку», автор не уточняет.
В принципе нехитрый набор идеологем, предложенных в «учебном пособии» -- без кавычек назвать его таковым язык не поворачивается, -- давно известен. Он является абсолютно типичным для определенного слоя людей, чье сознание безнадежно деформировано сталинским временем. Они не признают доказанных фактов и неопровержимых документов, ибо по классической формуле путают знания с убеждениями. Кругом враги, кругом заговоры, повсюду чужие, столь многоликие, что и своих-то не увидать. Нет больше тоталитарного государства и его Вождя -- всевидящего, всеслышащего, всемогущего. Нет, а очень хочется, чтоб был. Как сказал герой замечательной советской киноленты «Доживем до понедельника», кстати, учитель истории: «Их вдохновляют воспоминания». Подобная агрессивная ностальгия не нова и действительно нуждается в анализе и изучении.
Потому применительно к данному изданию слова «учебное пособие» можно было бы писать без кавычек только в одном случае: если бы ему была предпослана вступительная статья, разъясняющая, что весь дальнейший текст -- образец так называемого дивиантного правосознания. Как врач обязан четко знать симптомы болезни, так и юрист должен уметь распознавать признаки социально-психологического недуга. Чтобы вовремя локализовать его, воспрепятствовать его распространению. Вместо этого над студентами проводят, мягко говоря, сомнительный опыт, будто проверяя их на устойчивость к социальным инфекциям. Увидь и полистай они такую книжицу где-нибудь на улице, большинство (хочется надеяться), озаботилось бы ее соответствием (или несоответствием) Уголовному кодексу. Приобретая эту брошюру в родном вузе, они могут воспринять ее содержание как руководство к действию.
Современные медики порой сталкиваются с весьма неприятной ситуацией: давно, казалось бы, изжитые болезни вдруг вновь дают о себе знать. И оказывается, что утерян навык их распознавания и лечения. Так из-за пары пропущенных рецидивов возникает угроза новой эпидемии. Этим же закономерностям подчиняется и распространение социальных недугов. Так что описываемый случай, как говорится, -- вполне клинический.
Юлия КАНТОР, доктор исторических наук