|
|
N°77, 29 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба дружбой, а опиум врозь
Москва и Вашингтон «разменяли» Грузию на Центральную Азию
До начала российско-американского майского саммита военно-политические переговоры сторон будут проходить в перманентном режиме. В понедельник в Москве ожидают шефа Пентагона Дональда Рамсфелда, который привезет свежие новости с «афганского фронта» и поделится со своими российскими коллегами «новыми подходами» к сокращениям стратегических вооружений. А лишь накануне российскую столицу покинула делегация госдепа США, «утрясавшая» здесь нестыковки, возникшие в сотрудничестве по линии спецслужб. В ходе состоявшегося в Москве седьмого заседания так называемой российско-американской рабочей группы по Афганистану, похоже, удалось достичь серьезного прогресса. В итоговом документе каждая из сторон смогла зафиксировать крайне важные для себя позиции. Правда, для этого «рабочей группе» пришлось выйти далеко за пределы своих «афганских рамок»: круг обсуждавшихся проблем был необычайно широк -- от ситуации в Грузии до нераспространения оружия массового поражения. Москву настолько заинтересовали новые предложения США, что министр иностранных дел Игорь Иванов даже провел специальную встречу с главой американской делегации Ричардом Армитеджем (от которой поначалу он категорически отказывался). А по итогам этих консультаций глава российской дипломатии сообщил, что к предстоящему саммиту будет подготовлен еще один документ: доклад по перспективам совместной борьбы с терроризмом.
Со своего самого первого заседания, которое состоялось в августе 2000 года, «рабочая группа по Афганистану» активно использовалась Москвой для того, чтобы убедить Вашингтон в необходимости более тесных контактов спецслужб двух стран. Кстати, именно поэтому с нашей стороны ее сразу же возглавил Вячеслав Трубников, известный не столько по своей нынешней должности первого замминистра иностранных дел, сколько в предыдущей своей ипостаси руководителя российской Службы внешней разведки (СВР). Американская сторона поначалу отнеслась к российской инициативе весьма настороженно: в то время призывы Владимира Путина к совместной борьбе «с террористическим интернационалом» воспринимались Западом главным образом как попытка Москвы избежать критики за вторую чеченскую кампанию. В итоге сферу деятельности «рабочей группы по Афганистану» Вашингтон и свел только к Афганистану и не более того, хотя Москва предлагала куда более широкое сотрудничество по линии спецслужб. Ситуация принципиально изменилась после террористических ударов по Штатам в минувшем сентябре. Американцев уже не надо было убеждать в необходимости сотрудничества, при этом Кремль санкционировал «максимально возможную без ущерба для национальной безопасности передачу материалов СВР», ожидая от партнеров ответных шагов.
Сотрудничество с американцами для Москвы отнюдь не было благотворительностью. Афганистан уже давно превратился для нас в одну из основных угроз национальной безопасности: выращенные «за речкой» опиаты с середины 90-х стали для России бедствием государственного масштаба. Тем не менее через полгода активного сотрудничества российско-американских спецслужб в Москве эйфория по этому поводу сменилась серьезным разочарованием. Директор Федеральной погранслужбы Константин Тоцкий заявил недавно: «У нас были надежды на то, что в ходе операций против талибов будут предприняты шаги по искоренению наркотической сети. Россия уже давно предоставила своим западным партнерам материалы спутниковой разведки, на которых легко дешифруются посевы наркотиков в Афганистане, составленные по агентурным данным карты наркотической инфраструктуры. Но у нас до сих пор нет сведений об уничтожении антиталибской коалицией хотя бы одного склада героина или лаборатории, перерабатывающей опиаты. Наши надежды не оправдываются -- поток наркотиков на таджикско-афганской границе, которому противостоят наши подразделения, абсолютно не уменьшается». Главному пограничнику вторят и его коллеги на Лубянке: по словам замдиректора ФСБ Виктора Комогорова, российские спецслужбы разочарованы сотрудничеством американцев. Генерал ФСБ пояснил: «Только в феврале мы предоставили ЦРУ США около 100 информаций, они нам -- 50. При этом мы предоставили им данные, которые затем были реализованы на практике, а мы от ЦРУ получили чисто фактологическую информацию».
Именно поэтому зафиксированные в ходе нынешних консультаций «рабочей группы» договоренности столь важны для Москвы. Принятое по итогам заседания совместное заявление содержит прямые ссылки на наиболее чувствительные для сторон позиции. Американцы обязуются продолжить работу по созданию вокруг Афганистана антинаркотических «поясов безопасности», публично заверяют во временном характере своих военных баз в Центральной Азии и соглашаются с российской позицией, согласно которой основную роль в урегулировании конфликта должна играть ООН. Россия же в свою очередь обязуется продолжить сотрудничество по линии спецслужб в области нераспространения оружия массового поражения и официально заверяет Вашингтон в том, что «урегулирование грузино-абхазского конфликта и грузино-южноосетинского конфликта возможно лишь политическими методами».
Юрий ГОЛОТЮК