Процесс «перетягивания» каспийского газа Россией, Евросоюзом и Турцией близок к кульминации.
Вслед за реанимацией переговоров с Анкарой по проекту «Голубой поток-2» глава «Газпрома» Алексей Миллер подписал меморандум о взаимопонимании с президентом Государственной нефтегазовой компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнагом Абдуллаевым. Документ, по сообщению пресс-службы «Газпрома», предполагает официальный старт переговоров «по согласованию условий купли-продажи азербайджанского газа, с началом поставки с января 2010 года». Он был скреплен подписями в центральном офисе российского монополиста накануне принципиального матча в рамках отборочного турнира к чемпионату мира-2010 между Россией и Азербайджаном. И, как рассказал «Времени новостей» источник, близкий к компании, стал «газодипломатическим» экспромтом Москвы и Баку.
Всего за несколько дней до этого высокопоставленные азербайджанские политики говорили, что через несколько месяцев готовы завершить переговоры о продаже газа для конкурирующего с российскими поставками в Европу проекта Nabucco. Но теперь эти переговоры пройдут в режиме аукциона между потенциальными европейскими покупателями и «Газпромом». У российской компании есть солидное преимущество во времени, концерн может начать закупки газа уже сейчас, а европейцы -- не раньше 2014 года. На прошлой неделе стало известно, что именно до этого срока по техническим причинам отложен пуск второй фазы освоения азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» мощностью 10--12 млрд кубометров газа в год, которая должна была стать основой для загрузки газопровода Nabucco из Турции в Австрию.
Между Азербайджаном и Россией есть газопровод Баку--Ново-Филя протяженностью 200 км. По нему до 2006 года российский газ поставлялся ГНКАР. С тех пор он стоит пустой, и в прошлом году Алексей Миллер предложил президенту Ильхаму Алиеву вновь задействовать эту трубу для поставок газа «Газпрому» по ценам, конкурентоспособным с европейскими предложениями. Впрочем, для российского концерна в условиях падающих цен и снижающегося спроса на газ эти операции выглядят весьма рискованно с экономической точки зрения. Но, судя по всему, Москва готова рискнуть рентабельностью ради геополитических выгод, как это уже произошло в отношениях со среднеазиатскими поставщиками. Сейчас «Газпром» вынужден снижать добычу и экспорт собственного газа, обеспечивая стабильные закупки газа в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане по ценам, рассчитанным по принципу net back (цены в Европе минус транспортные расходы и минус маржа посредника).
Все эти процессы идут параллельно с переговорным клинчем, в который угодили Москва и Ашхабад по вопросу развития инфраструктуры для увеличения экспорта газа в северном направлении. Туркменистан рассматривается европейцами как необходимый и желанный источник газа для Nabucco. «Газпром» не хочет терять роль монопольного покупателя туркменского топлива. На прошлой неделе в ходе визита в Россию президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова стороны не смогли согласовать и подписать межправительственное соглашение о строительстве в этой стране системы магистральных газопроводов «Восток--Запад» (свяжет действующие месторождения с берегом Каспия). По информации источника «Времени новостей» в Ашхабаде, туркменский лидер не захотел давать в Кремле гарантий того, что эта инфраструктура будет использована только для увеличения экспорта в Россию через проектируемый Прикаспийский газопровод. А в Москве не захотели подписываться под миллиардными инвестициями с учетом высокого риска переориентирования части или даже всего объема газа в Транскаспийский газопровод в обход РФ (его строительство лоббируют Европа и США). По официальной версии, в ближайшее время согласовывать текст в Ашхабад полетит министр энергетики Сергей Шматко, но, очевидно, теперь туркменские власти еще яростнее начнут заигрывать с европейцами по вопросу об инвестициях в «Восток--Запад» с прицелом на Транскаспий.
Г-н Бердымухамедов вернулся настолько раздосадованным, что на следующий же день после прилета на заседании кабинета министров поручил вице-премьеру по ТЭК Тачберды Тагыеву организовать международный тендер на строительство газопровода от месторождений до Каспия. Это явный сигнал к намерению устроить аукцион между «Газпромом» и другими заинтересованными лицами.
Впрочем, у европейских компаний могут быть политические сложности с инвестициями в Туркменистан. Европарламент отложил на неопределенный срок голосование по ратификации торгового соглашения с Ашхабадом из-за проблем с правами человека в этой стране. Последний год Еврокомиссия, дипломаты и бизнесмены активно контактировали с Бердымухамедовым, который обещал реформы, в том числе и в этой сфере. Но пока слова, по мнению парламентариев, сильно расходятся с делами.