Время новостей
     N°76, 27 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2002
Джеймс Бонд против «Газпрома»
Доктор Эберхард Бузек -- известный австрийский политик и специалист по Балканам. В прошлом -- вице-канцлер Австрии и председатель влиятельной Народной партии, после заключения Дейтонского соглашения он был назначен координатором Инициативы по кооперации в Юго-Восточной Европе. С начала нынешнего года г-н Бузек -- специальный координатор ЕС по Пакту стабильности в Юго-Восточной Европе, на этой должности он сменил немца Бодо Хомбаха. С Эберхардом БУЗЕКОМ беседует корреспондент газеты «Время новостей» Юрий ШПАКОВ.

-- В 1999 году, когда был учрежден Пакт стабильности, Москва изъявляла желание активно в нем сотрудничать. Есть ли у России перспективы на участие в конкретных программах?

-- Мы постоянно обмениваемся информацией с главой российской миссии в ЕС. Мне уже приходилось в новой должности встречаться в Москве с замминистра иностранных дел Евгением Гусаровым. Учитывая высокий интерес к программам со стороны России, я предложил делегировать ее представителя в наш аппарат координатора по Пакту стабильности. Мне на это ответили, что есть финансовые затруднения. Со своей стороны мы открыты для работы такого представителя.

-- Но Россия в любом случае -- главный энергетический партнер Балкан.

-- Да, и в этом определенная проблема. Снабжение газом сейчас практически монополизировал «Газпром», который упорно не допускает в этот регион иных игроков газового рынка. Эту проблему нам предстоит решать. В плане электроснабжения ведется восстановление линий электропередачи, но в среднесрочной перспективе мы будем заниматься формированием на Балканах ранка электроэнергии, и финансовые средства на это со стороны ЕС выделены.

-- Намерены ли западные доноры балканского региона что-либо предпринять для преодоления монополии «Газпрома»?

-- У нас были на этот счет интересные идеи, например параллельные поставки природного газа на Балканы из Германии, предварительные переговоры велись с фирмой Ruhrgas. Однако «Газпром» настолько решительно этому противостоял, что от этого, к сожалению, пришлось отказаться. С российской стороны было оказано слишком мощное давление. Сейчас мы прорабатываем новые идеи, а именно как доставлять на Балканы природный газ и нефть из каспийского региона. Честно говоря, меня вся эта дискуссия очень забавляет: трубопроводы, геополитика... Не могу избавиться от ассоциаций с одной из последних серий про Джеймса Бонда (имеется в виду фильм 1999 года «Одного мира мало», в котором агент 007 противостоит попыткам злодеев уничтожить нефтепромыслы Азербайджана. -- Ред.). Что-то вроде серьезной политики с голливудским налетом.

-- Пакт стабильности учреждали с большой помпой. Можно ли сегодня, три года спустя, сказать, что эта структура себя оправдала?

-- Безусловно. У стран-членов благодаря пакту появилась европейская перспектива. Для нас же, государств Евросоюза, я в этом глубоко убежден, это «пакт надежды». Надежды на то, что наши соседи расстанутся с коммунистическим прошлым и вольются в единую Европу. Мы фактически посредники, в нашем распоряжении 5 млрд евро, которые мы должны направить в нужное русло. Иногда, правда, страны-потребители подходят к Пакту стабильности как к некоему каталогу универсального магазина, где можно найти для себя сразу все. Но мы не в состоянии делать все одновременно, поэтому ситуация заставляет нас расставлять приоритеты.

-- Приоритеты все-таки расставляете вы, а не сами «клиенты»?

-- Первейшей задачей является воспитание у людей, живущих в этом регионе, способности самим брать на себя ответственность. Путь этих стран в Европейский Союз -- это путь расширения самостоятельности. Ведь Юго-Восточной Европой 200 лет кто-то все время управлял извне. Управленческие модели прошлого имеют поразительное сходство с нынешними -- в Косово, Боснии. Решения принимались в Лондоне, Париже, Берлине, Вене, а позже Санкт-Петербурге и Москве. Например, после возникновения Королевства Греция в 1827 году этой страной длительное время управлял совместный орган европейских консулов. Или пример, который мне ближе по моему национальному происхождению, -- Босния и Герцеговина. Она была протекторатом, частью старой монархии. Руководил ею министр финансов из Вены. В результате -- отсутствие навыка самостоятельности в этих шаг за шагом образовывавшихся независимых государствах. Там проявился синдром необходимости получать предписания извне. В последнее время мы все больше делегируем управленческие и им подобные ведомства в сам регион. Например, совместный орган по борьбе с организованной преступностью на Балканах находится теперь в Бухаресте, и финансируется он в существенной степени самими странами региона. Иными словами, происходит постепенный отход от «потребительского менталитета», мы превращаемся в ассистентов. Пожалуйста, только не ждите, что все это произойдет за одну ночь. Это педагогический процесс, который необходимо проводить с большим чувством такта и с разной степенью интенсивности в различных сферах.

-- Вы не боитесь, что этот «педагогический процесс» в какой-то момент обернется новой вспышкой национализма?

-- В странах, образовавшихся вследствие распада бывшей Югославии, происходят те общественно-политические процессы, через которые мы сами давно прошли. И за которые мы, кстати, заплатили высокую цену. После распада Югославии на свет божий выползли конфликты, которые складывались веками, а при коммунистах попали как будто в «морозильник». Простите мне такое неаппетитное сравнение: когда начинаешь размораживать старое мясо, то оно дурно пахнет. Но мы должны признать и нашу ответственность. Моим землякам австрийцам, размышляющим о том, что происходит нынче в Косово, я должен сказать, что мы сами в этом виноваты. Почему? В свое время после занятия Косово габсбургской армией сербское население этой области под обещания о свободной стране и освобождении от налогов взяли под локотки и переместили. Куда? В Краину, Хорватию! Где они добровольно-принудительно находились еще и несколько лет назад. Есть и другие живописные примеры, связанные, скажем, с переводом из-под Будапешта в косовский Печь трех православных храмов. Это было сделано по чисто пропагандистским причинам. Дескать, смотрите, какой свободой пользуется сербская православная церковь в недоразвалившейся Османской империи, союзнице Австро-Венгрии. В 1912 году, когда из Османской империи начала выделяться Албания, то не кто иной, как тогдашний австрийский министр иностранных дел взял на себя миссию решения вопроса о том, какие районы она должна занимать. Министр считал, что это должно было быть государством Албании и Косово. И косовская проблема возникла именно тогда, а не сегодня. Мы внесли свой вклад в то, что она появилась, и наш долг -- помочь ее решению.

-- Вы верите, что когда-нибудь наступит время, когда Босния, например, будет сама решать свою судьбу?

-- Представителю ЕС Вольфгангу Петричу удалось добиться того, что в стране идет конституционный процесс. В Дейтоне в свое время было достигнуто лишь прекращение огня. Единственная возможность решения боснийской проблемы -- это сплочение людей в стране, что должно привести к появлению чувства ответственности за собственное государство, за самих себя. Процесс, несомненно, ускорится, если международное сообщество и впредь будет финансировать эти процессы. Я настроен оптимистично, хотя трудностей, конечно, очень много.

Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, в котором участвуют 40 государств и международные финансовые организации, был учрежден в июне 1999 на министерской встрече «восьмерки» в Кельне по инициативе правительства Германии. Участники объявили о готовности содействовать обеспечению политической, правовой и экономической стабильности на Балканах. В задачи специального координатора Пакта стабильности входит согласование инициатив стран-членов, а также посредничество в диалоге между конфликтующими сторонами. Бюджет Пакта составляет 5,4 млрд евро. Германия несет 7% расходов на его проекты и программы, являясь второй по значению после США (19%) страной-донором. Среди нынешних приоритетов Пакта -- подписание договоров о свободной торговле между балканскими странами, формирование здоровой экономической инфраструктуры, прежде всего в области энергоснабжения, борьба с организованной преступностью.

Беседовал Юрий ШПАКОВ