Время новостей
     N°52, 30 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2009
Пакет для автопрома
Правительство будет спасать отрасль в целом
Меры по поддержке отечественного автопрома могут быть представлены уже сегодня на совещании под председательством премьер-министра Владимира Путина, которое пройдет на производственной площадке «АвтоВАЗа». «Мы должны проанализировать все сделанное за последнее время, чтобы на одном из предприятий -- «АвтоВАЗе» -- предложить сбалансированный пакет эффективных мер поддержки и конкретным предприятиям, и отрасли в целом», -- сказал премьер на встрече в субботу с вице-премьерами Игорем Сечиным и Алексеем Кудриным. В условиях кризиса автопром заслуживает отдельного внимания, заявил г-н Путин, отметив, что у экспертов, правительства и представителей самой отрасли разная точка зрения на то, какие меры наиболее эффективны.

По некоторым данным, на совещании прежде всего речь пойдет о дефиците средств для текущих нужд и долгосрочных кредитных ресурсах для финансирования инвестпрограмм отрасли. Автопром одним из первых ощутил на себе последствия мирового финансового кризиса. Так, в январе-феврале 2009-го по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом производство легковых автомобилей сократилось на 68,9%, до 65,1 тыс. штук. При этом выпуск иномарок снизился более чем на 80%, до 40,15 тыс. штук, грузовых автомобилей --- почти на 80%, до 8,7 тыс., автобусов -- на 76,8%, до 2,4 тыс. Основная проблема автомобилестроителей -- резкое падение спроса. Другой бедой отрасли специалисты называют дефицит у автомобильных предприятий оборотных средств. Так, «АвтоВАЗу» на поддержку производства необходимо около 26 млрд руб. 18 марта ситуацию на заводе обсуждала правительственная комиссия по обеспечению устойчивости экономики, возглавляемая первым вице-премьером Игорем Шуваловым. По его словам, обсуждали и возможность кредитования под госгарантии, и допэмиссию акций. Однако ни первый, ни второй вариант не устроил стороны, и решение было отложено на две недели.

Горьковский автозавод добился от власти согласия на получение господдержки еще 4 февраля. Комиссия по повышению устойчивости развития экономики РФ во главе с г-ном Шуваловым приняла тогда принципиальное решение, что ГАЗ банкротить нельзя, но как помочь автозаводу, так и не определила. «Минэкономразвития было поручено подготовить соответствующие предложения», -- сообщила тогда пресс-служба правительства. Между тем желающих взыскать долги с автозавода с каждым днем становилось все больше. Иски к ГАЗу о возмещении задолженности подали Магнитогорский меткомбинат, «Северсталь» и Новолипецкий меткомбинат, глава которого -- Владимир Лисин -- вообще заявил о необходимости банкротства завода. 20 марта г-н Шувалов сообщил, что правительство провело определенную работу с кредиторами группы ГАЗ и что они «понимают необходимость реструктуризации задолженности предприятия». «Мы выходим на определенные совместные решения», -- сообщил г-н Шувалов, добавив, что программу оздоровления ГАЗа в правительстве признали одной из лучших и вполне профессиональной. Цель ГАЗа -- получить госгарантии, чтобы смягчить политику банков-кредиторов в отношении реструктуризации долгов группы.

Надо сказать, что правительство для стабилизации отрасли уже выделило 6 млрд руб. на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими экспортерами, а также 2,5 млрд руб. на субсидирование части затрат по погашению процентов по кредитам, полученным организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения на технологическое перевооружение. Кроме того, были приняты меры таможенно-тарифного регулирования, направленные на защиту отечественных производителей автомобильной техники и техники спецназначения -- повышены ставки ввозных пошлин на всю номенклатуру автотехники, включая бывшую в употреблении. Правительство выделило также в 2009 году 12,5 млрд руб. на закупку государством автомобильной техники, производимой на территории страны.

Какую именно форму поддержки автопрома выберет власть, пока неясно. Эксперты говорили корреспонденту «Времени новостей», что скорее всего речь пойдет о предоставлении кредитов и госгарантий.

С 30 марта по 6 апреля Toyota остановит производство на заводе под Петербургом. Такое решение компания приняла "в связи со сложной экономической и рыночной ситуацией", передает ИНТЕРФАКС. За этот период сотрудники предприятия получат 2/3 от средней зарплаты. С 7 апреля завод продолжит работать в обычном режиме. В штате питерского завода Toyota более 750 сотрудников. Предприятие заработало в конце декабря 2007 года, в 2008-м предполагалось выпустить 16 тыс. машин. Однако за первое полугодие объем выпуска составил лишь 1,5 тысячи.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром