Московская конференция по Афганистану, организованная 27 марта под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), удалась во всех отношениях. Удалась она как отлаженными до точности часового механизма выступлениями всех ее участников, никто из которых не вышел за пределы отведенного регламента и тем более не подорвал своими заявлениями царившую в зале Президент-отеля атмосферу сотрудничества, так и подведенными итогами конференции в виде трех документов.
Тех самых, о которых писала газета «Время новостей» -- были приняты декларация конференции, заявление государств --членов ШОС и Афганистана, а также план действий членов ШОС и Афганистана.
Единственное, что некоторым образом смущало благостное отношение к столь успешному итогу работы встречи, так это отсутствие среди ее участников одного из полноправных членов ШОС -- Узбекистана. Как говорят дипломаты, Ташкент даже не стал «обозначать флаг», то есть не послал какого-нибудь своего представителя для участия в конференции, уровень которой определялся главами МИДов либо другими высокопоставленными дипломатами. Это обстоятельство, по свидетельству некоторых западных участников мероприятия, с которыми корреспонденту «ВН» приходилось общаться в кулуарах, произвело на них шокирующее впечатление. «Как можно говорить о реальном сотрудничестве в регионе вокруг Афганистана, если одна из ключевых соседних с ним стран столь демонстративно игнорирует усилия такого количества государств и организаций, собравшихся в Москве?» -- сокрушался дипломат одной из стран -- членов «большой восьмерки».
Российские дипломаты по известной причине -- Ташкент все-таки считается близким союзником -- старались быть менее категоричными. Их оценки варьировались от вполне умеренного «ничего, мы с узбеками сотрудничаем на двусторонней основе, в том числе и по Афганистану» до иронического «отряд не заметил потери бойца». Были и такие, кто осмеливался на более жесткие замечания: мол, раньше надо было думать, когда принимали Узбекистан в ШОС, ведь тогда уже предрекали, что, войдя в ШОС, Ташкент принесет туда с собой и свои проблемы в отношениях с соседями.
Напомним, что именно присоединение Ташкента в 2001 году к «шанхайской пятерке», структуре, возникшей из переговорного процесса по демаркации границы между Китаем и постсоветскими странами -- Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, стало поводом для преобразования «пятерки» в Шанхайскую организацию. Узбекистан не имеет общей границы с Китаем. Однако интересы обеспечения безопасности в регионе, как считали тогда в столицах «шанхайской пятерки», требуют совместных действий с Узбекистаном. Похоже, что в Ташкенте на этот счет, как всегда, имеется свое «особое мнение».
Впрочем, было бы ошибочно думать, что «узбекская проблема» так уж сильно волновала всех наблюдателей и участников «афганской» конференции. Гораздо больший интерес вызвало заявление «высокопоставленного представителя американской администрации» о якобы сделанном Бишкеком Вашингтону предложении продолжить переговоры по авиабазе Манас. Надо было видеть, с каким азартом журналисты, скучавшие в лобби Президент-отеля до появления этой новости на лентах информагентств, бросились «в охоту» на находившегося здесь министра иностранных дел Киргизии Кадырбека Сарбаева. Впервые представлявшему свою страну на столь высоком уровне г-ну Сарбаеву можно было только посочувствовать. «Я ничего не знаю, так как два дня нахожусь в Москве», -- ответил застигнутый врасплох министр наседавшей на него прессе.
Несколько определеннее выглядел ответ из Бишкека. «Насколько мне известно, такой инициативы со стороны руководства Кыргызстана не было», -- процитировало РИА Новости секретаря совбеза Киргизии Адахана Мадумарова. А пресс-служба президента Киргизии тут же подтвердила, что Бишкек не собирается пересматривать решение о выводе американских военнослужащих с авиабазы Манас.
На деле этот всплеск информационной активности, занявший первые строчки мировых информагентств, напоминал бурю в стакане воды. Как удалось выяснить, анонимный представитель американской администрации, отвечая на вопрос о судьбе базы Манас, не сказал ничего нового. Он лишь напомнил о сделанном в начале марта заявлении киргизского руководства о том, что «двери открыты для переговоров», и дал понять, что Вашингтон также готов к таким переговорам. «История там еще не кончилась», -- заметил он, и в ответ на вопрос, возможно ли новое соглашение по базе, американский представитель ответил коротко и утвердительно.
Однако на лентах некоторых российских агентств перевод этих слов звучал так, будто Бишкеком уже сделано какое-то конкретное предложение Вашингтону. Что, судя по всему, не соответствует действительности. И об этом должны были знать в российском руководстве, с представителями которого буквально накануне встречался министр иностранных дел Киргизии, обсуждая ход выполнения российско-киргизских соглашений, подписанных в ходе февральского визита в Москву президента Бакиева...
Гораздо интереснее звучал ответ американского анонима на вопрос журналиста о возможности участия российских военных в операциях в Афганистане. Во-первых, нам ничего не известно о подобных предложениях со стороны Москвы, сказал он. А во-вторых, мы не побуждаем русских к этому.
Эти сюжеты отчасти отвлекли внимание прессы от попыток обнаружить следы главной интриги, сопровождавшей московскую конференцию, -- возможность контактов между представителями Ирана и США. Никаких свидетельств, что такие контакты имели место в пределах Президент-отеля, не обнаружено. Общаясь с прессой, иранские дипломаты изящно обходили эту тему. Замминистра иностранных дел Ирана г-н Ахундзаде вместо этого заинтересовал журналистов новой парадигмой, которую несет в себе XXI век, -- он будет «веком азиатских народов» и миру придется прислушиваться к их мнению. Конференцию г-н Ахундзаде оценил позитивно, поскольку ее успешное проведение свидетельствует о сближении стран региона. «При этом ошибочно считать, что решение афганских проблем можно найти за пределами Афганистана, -- заметил дипломат, заявив, что военное присутствие США и НАТО в Афганистане вызывает озабоченность соседних стран, так как за это время там резко увеличилось производство наркотиков. -- Присутствие Запада ничего не принесло афганскому народу, поэтому афганцы вправе требовать вывода иностранных войск из своей страны».
Любопытно, что Иран оказался единственной страной, чей представитель настоял на внесении изменений в текст итоговой Декларации, принимавшейся консенсусом. Иранцам не понравилась ссылка на так называемую "Парижскую инициативу по наркотикам", принятую в 2003 году и подтвержденную в Москве в 2006 году.
«Очень важная для нас конференция, -- делился с «ВН» своими настроениями член афганской делегации директор Института дипломатии в Кабуле Гулам Гайрат. -- Это замечательно, что мир готов нам помогать. Но, к сожалению, мало что меняется внутри самого Афганистана». Очевидно, что многие участники конференции испытывали явное беспокойство в связи с проведением в Афганистане в августе президентских и местных выборов. Об этом напоминал замминистра иностранных дел Ирана, предостерегая от иностранного вмешательства в ход выборов. В Тегеране, видимо, готовы поддержать кандидатуру нынешнего президента Афганистана Хамида Карзая, поскольку «он привержен национальным традициям своей страны», заметил «ВН» один из иранских дипломатов.
Озабочены возможным вакуумом власти во время проведения афганских выборов и в Москве. «Нельзя этого допустить», -- сказал, подводя итоги конференции, замминистра иностранных дел России Алексей Бородавкин. Он также предостерег от нарушений режима санкций в отношении лидеров «Талибана», введенного ООН, отметив, что «нельзя заменять санкционный режим сделками с главарями террористов».
Подобную позицию декларирует сегодня и Вашингтон. «Я хочу, чтобы американский народ понимал нашу ясную цель -- уничтожить «Аль-Каиду» в Пакистане и Афганистане и предотвратить ее распространение на другие страны, -- подчеркнул президент США Барак Обама, объявляя о своей новой стратегии в этом регионе. -- Мое послание террористам такое -- мы разгромим вас». Он сообщил о решении послать в Афганистан дополнительно еще 4 тыс. военнослужащих к тем 17 тыс., что будут посланы туда в этом году, они будут заниматься подготовкой сил безопасности и полиции. Особенное внимание в новой стратегии будет уделено Пакистану, на помощь которому США собираются выделять по полтора миллиардов долларов ежегодно.
В подобной ситуации Москве, разумеется, есть о чем говорить с Западом, представители которого соберутся уже завтра на еще одной конференции по Афганистану в Гааге. Там будет в два раза больше делегаций, чем на московской конференции, -- 73 страны и организации пришлют туда своих представителей. Россию будет представлять министр иностранных дел Сергей Лавров. Выступая в московском Президент-отеле, он дал понять, что Москва не исключает готовности предоставить транзит через российскую территорию и военных грузов для западного контингента в Афганистане. Похоже, что повестки дня Москвы и Гааги сближаются.