|
|
N°50, 26 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллиарды благородной автокузницы
Porsche стал относительно надежным должником
В кризисных условиях в очереди за банковскими кредитами производителю престижных автомобилей Porsche пришлось запастись терпением. Только вчера из штаб-квартиры этой автокузницы в Штутгарте сообщили, что компании обеспечено продление кредитной линии в размере 10 млрд евро для покупки акций Volkswagen AG (руководство Porsche планирует увеличить долю в предприятии до 75%).
Как сообщается в пресс-релизе компании, процесс получения «одобрения» затянулся в связи с «экстремально затрудненной мировой экономической средой». При этом время работало против автопроизводителя: срок действия текущей кредитной линии, предоставленной Porsche консорциумом из 15 банков, истекает в конце марта. Теперь хотя бы близкое будущее автопроизводителя представляется его руководству более-менее ясным. Рамочное соглашение обеспечивает Porsche 10-миллиардный кредит с возможностью повышения его потолка до 12,5 млрд евро.
Среди финансирующих Porsche числятся Deutsche Bank, Commerzbak, DZ-Bank, ряд германских земельных банков и еще несколько европейских банков. Некоторые из них впервые удостоились перспективы отдать свои капиталы Porschе, в связи с чем процесс принятия окончательного решения был затянут еще больше. Однако в результате стало ясно, что 15 далеко не последних банков на европейском финансовом рынке доверяют Porsche, или, изъясняясь сухим языком банкиров, считают его относительно надежным должником. Porsche в своем сообщении указывает, что нынешнее кредитование получено «на рыночных условиях». В переводе с кризисно-банковского языка это скорее всего означает, что теперешний банковский процент под кредит стал существенно выше того, что приходилось уплачивать Porsche по кондициям 2007 года.
Относительно условий кредитной линии 2009 Porsche и банки торговались до последней минуты, пока не было принято окончательное решение. Как сообщается, в ходе торга у «поршевцев» сдавали нервы. Так, они порывались по собственной инициативе предложить (но, к счастью для себя, не сделали этого) процентную ставку выше принятой европейской ставки Euribor (Euro Interbank Offered Rate) на 2,75%. А лишь за возможность получения кредита всерьез раздумывали об уплате банкам еще и дополнительного вознаграждения: 2,5% за кредит свыше 1 млрд евро и 2% -- до 500 млн евро.
Согласно окончательным условиям кредитная линия делится на два транша, которые предоставляются компании в течение 2009 года. Один транш суммой в 6,7 млрд евро может быть продлен на год в марте 2010 года. Сумму в 3,3 млрд евро Porsche предполагает вернуть банкам в «срочном порядке», для этого будут использованы облигации. Но вот чтобы это реализовать, автоконцерну необходимо пройти процедуру аудиторской проверки на предмет платежеспособности. Показательно, что ничего обидного или даже унизительного в этом Porsche для себя не усматривает. Напротив, автопроизводитель впервые в своей истории намерен подвергнуть себя проверке со стороны независимых рейтинговых агентств. Это, как считают в Штутгарте, обеспечит компании доступ на рынки капитала. Итоги такого аудита будут, как ожидается, известны не позднее мая. О том, что времена и нравы сегодня на рынке меняются весьма кардинально, свидетельствует высказывание представителя Porsche: «В прошлом мы были лишь нерегулярными пользователями рынка капитала. В прошлом Porsche с неустановленным рейтингом вполне обходился «небольшими» кредитами -- до 2 млрд евро. В будущем, похоже, автопроизводителю придется здесь показываться чаще. Предприятие и окружающая его среда находятся в развитии», -- загадочно сказал он.
Юрий ШПАКОВ, Берлин