Политический туман опустился на два важных события в календаре Европейского союза, хозяйкой которых является председательствующая в нем в текущем полугодии Чехия. 5 апреля в Праге открывается саммит ЕС--США, в котором впервые примет участие новый американский президент Барак Обама. 7 мая там же пройдет саммит по новой программе «Восточного партнерства» ЕС. Однако вместо подготовки к этим престижным мероприятиям властям Чехии приходится искать выход из внутриполитического кризиса.
Вотум недоверия, вынесенный вечером во вторник кабинету Мирека Тополанека левой оппозицией, случился крайне некстати как для Праги, так и для Евросоюза. Чехия пока не утвердила ключевой для ЕС Лиссабонский договор. В отсутствие однозначно поддерживавшего этот документ Тополанека президент Вацлав Клаус вряд ли изменит к лучшему отношение к договору, который он не раз критиковал за «ущемление национального суверенитета».
В Европарламенте выразили серьезную озабоченность событиями в Чехии. «Во время кризиса Европа нуждается в сильном лидерстве, -- заявил глава ведущей фракции Европейской народной партии Жозеф Доль.-- Правительство, председательствующее в ЕС, но не облеченное доверием, не может быть лидером». Однако председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу подчеркнул, что чешские представители в ЕС «предпринимают огромные-огромные усилия». Он опроверг предположения, что Прагу лишат председательства. В Еврокомиссии напомнили, что подобные чешскому прецеденты возникали в период председательства в ЕС Дании в 1993-м и Италии в 1996 году, но это не привело к срыву работы.
Не склонны драматизировать в Брюсселе и вопрос о представительстве Чехии на саммитах. Согласно чешской конституции, оппозиция может разрешить Тополанеку оставаться на посту до назначения нового кабинета
. Прага уже уведомила Брюссель и Вашингтон о том, что если оппозиция скажет «нет», то функции премьера во внешних делах возьмет на себя президент Клаус.
Спокойствие руководства ЕС связано с тем, что события в Чехии «работают на евроинтеграцию в обновленном формате», полагает ведущий эксперт российского Центра политической конъюнктуры Максим Минаев. В беседе с «Временем новостей» он отметил, что «центр тяжести снова смещается в «старую» Европу. Это обусловлено как экономическим кризисом, так и сменой политики Вашингтона: «До сих пор Варшава, Будапешт, Прага и государства Балтии всячески стремились в рамках ЕС подчеркнуть свою политическую самостоятельность вкупе с безоговорочной ориентацией на США, пусть даже порой в ущерб европейским интересам. Но кризис обнажил их неспособность самостоятельно решать задачи экономического развития, посыпались просьбы о «комплексном пакете помощи» для Восточной Европы».
Отголоски кризиса в виде отставок правительств Латвии и
Венгрии еще не давали оснований говорить о серьезных политических переменах внутри ЕС. Но события в Чехии, одной из самых стабильных и благополучных стран Восточной Европы, подсказывают, что период самонадеянного поведения амбициозной «новой» Европы сходит на нет: слишком уж очевидной оказалась зависимость новичков ЕС от Брюсселя и тяжеловесов «старой» Европы -- Парижа и Берлина. Отношение Праги к политике Вашингтона также становится все более критичным. Отставленный премьер Тополанек неожиданно назвал вчера антикризисную программу Барака Обамы «дорогой в ад», «подрывающей стабильность глобального финансового рынка».
«Правые в Чехии, лоббируя размещение в стране американского радара системы противоракетной обороны, привязали этот вопрос к ратификации Лиссабонского договора, -- разъясняет эксперт «ВН», -- Но после смены команды в Белом Доме вдруг выяснилось, что американцы колеблются, и судьба всей ПРО неясна». Госсекретарь США Хиллари Клинтон прямо дала понять главе МИД Чехии Карелу Шварценбергу на недавних переговорах в Вашингтоне, что сейчас для США важнее договориться с Москвой, чем завершить работу на чешском направлении. Собеседник «ВН» уверен, что размещение радара в Чехии американцы отложили «до окончания консультаций с Москвой и Тегераном по иранской ядерной программе. Во время визита в Прагу президент Обама скажет об этом чешскому руководству».