|
|
N°50, 26 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На накатанным рельсам
Домнина и Шабалин первые после обязательного танца
Чемпионат мира по фигурному катанию, который проходит в Лос-Анджелесе, несмотря на полное отсутствие какой-либо рекламы в городе, вызвал небывалый ажиотаж у поклонников этого вида спорта. Даже на тренировках, которые начинаются в шесть утра, на арене присутствуют зрители, и это при том, что туда, как и на соревнования, надо покупать билеты. Публика самая разная. Есть такие, кто аплодирует после исполнения сложных элементов. Другие, закупив огромные бумажные стаканы с попкорном, наблюдают за спортсменами, жадно поглощая фастфуд. Третьи, с большими фотографиями любимцев, после окончания каждого проката устремляются к бортику и просят автографы. Словом, ни на основном катке «Степлс арены», где проводят свои домашние матчи баскетболисты «Лейкерс» и хоккеисты «Кингс», ни на тренировочном льду, расположенном в двух шагах в «Конвеншн-центре», недостатка в болельщиках не наблюдается.
Кстати, организаторы чемпионата решили вынести церемонию награждения за стены дворца (вмещает он 20 тыс. зрителей). Перед главным входом на арену установили импровизированную сцену, рядом со скульптурами легендарного баскетболиста «Мэджика» Джонсона и боксера Оскара де Ла Хойи. Там и будет проходить торжественное вручение фигуристам так называемых малых наград после короткой программы и оригинального танца.
В первый соревновательный день, за несколько часов до официального старта чемпионата, у входа во дворец выстроилась длинная очередь. На мой вопрос одному из стоящих, зачем нужно приходить так рано, пожилая дама ответила, что зачастую именно на тренировках, которые предшествуют соревнованиям, и происходит самое интересное. Она оказалась права. Ведь за подготовкой к старту, в какой форме находятся спортсмены, какие изменения они внесли в программы, наблюдают не только любители, но и профессионалы -- тренеры и судьи. Именно на тренировочном катке порой происходят события, которые остаются за кадром, но которые существенно влияют на ход борьбы за награды. Не стал исключением и этот чемпионат. Так, тренировочный прокат произвольного танца канадцев Тесс Вирчу и Скотта Мойра поверг всех присутствующих в настоящий шок. Виртуозно исполнив свои оригинальные, не похожие ни на чьи поддержки, спортсмены после нескольких минут проката покинули лед. Многие специалисты затем в кулуарах не скрывали своего потрясения, дав понять, что при таком катании эти танцоры реально способны выиграть чемпионат.
Из-за травмы партнерши канадцы фактически пропустили большую часть сезона и выступили лишь на одном турнире «Четырех континентов». Так что их новые программы вживую многие из тренеров не видели, и это лишь усиливало впечатление от того, что спортсмены продемонстрировали на льду тренировочного катка.
Хореограф канадского дуэта Марина Зуева, которая в свое время работала с олимпийскими чемпионами Екатериной Гордеевой и Сергеем Гриньковым, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» рассказала, что новый произвольный танец на музыку «Пинк Флойд» в стиле модерн они с тренером Игорем Шпильбандом поставили специально под партнершу. И в процессе работы над новой программой спортсмены брали уроки у профессиональных танцоров. «В прошлом году нас упрекали в том, что на протяжении нескольких сезонов мы удачно эксплуатируем один и тот же образ, и надо было попытаться сменить амплуа. Мы остановились на «Пинк Флойд», потому что это классика рока, которая давала возможность сделать программы несколько в ином ключе. Идея произвольного танца -- единение душ. Чтобы было понятно, представьте, что вы слушаете музыку или смотрите на картину, рядом стоит незнакомый человек, и в какой-то момент вы понимаете, что вместе переживаете одни и те же эмоции и чувства от увиденного, то есть сроднились духовно. Вот это и является главной темой программы. Как были созданы новые поддержки? Можно сказать, что это результат моего тридцатилетнего опыта работы в фигурном катании. Придумывая эти элементы, я проанализировала программы многих фигуристов, все, что было сделано до нас, и попыталась создать нечто абсолютно новое», -- сказала она.
Итоги первого дня чемпионата еще больше закрутили интригу. После обязательного танца -- пасодобля -- канадский дуэт Вирчу -- Мойр замкнул тройку лидеров, уступив американцам Танит Бельбан -- Бенджамин Агосто, которые стали вторыми, и лидерам -- россиянам Оксане Домниной и Максиму Шабалину с небольшим разрывом в баллах. Еще один российский дуэт -- чемпионы Европы этого года Яна Хохлова и Сергей Новицкий расположились на пятой позиции, пропустив вперед вторую пару из США, Мэрил Дэвис -- Чарли Уайт.
Ирина Жук, тренер Хохловой и Новицкого, после соревнований выглядела расстроенной и попросила отложить все комментарии и интервью. «Я сейчас в таком настроении, что могу наговорить лишнего», -- призналась она. Еще бы, ее ученики рассчитывали в Лос-Анджелесе на другой результат. «Мы приехали на этот чемпионат в другом статусе, в ранге чемпионов Европы, и хотим уехать отсюда в ином качестве», -- не скрывала своих амбиций Хохлова.
Именно Хохлова и Новицкий открывали выступление сильнейших танцоров, что, по большому счету, не очень хорошо. Первым всегда кататься психологически непросто, ведь в подсознании сидит, что судьи могут попридержать оценки для остальных. Однако после проката партнерша и в этой ситуации нашла позитив. «Лед здесь жесткий, и поскольку все катают одни и те же обязательные элементы, то на нем «образуются» как бы рельсы. Мы это поняли во время тренировки и даже порадовались своему стартовому номеру», --- сказала она.
Вышедшая к журналистам чуть позже Оксана Домнина излучала уверенность. Свой прокат обязательного танца она назвала «разминкой». «Разминка прошла. Мы довольны. Но всегда можно кататься лучше. На данном этапе мы показали все, что могли», -- сказала Домнина.
Выступления танцоров всегда сопровождаются противоречивыми мнениями и репликами, и каждая сторона по-своему права. За объективным комментарием я обратилась к Александру Жулину. Его российские ученики не участвуют в этом чемпионате. В Лос-Анджелес Жулин приехал с французской парой Натали Пешала -- Фабьен Бурза.
"В принципе после обязательного танца все выглядит логично. Первые -- Домнина -- Шабалин, вторые -- американцы, третьи -- канадцы. Наши фигуристы в «обязаловке» всегда были сильны. У первых двух пар действительно очень хороший пасодобль. Но это только начало, надо смотреть всю картину. Все начнется с оригинального танца, когда в ход пойдут технические оценки за элементы, поддержки... Обязательный танец, конечно, влияет на итоговый результат. Хорошо бы, чтоб отрыв от соперников был побольше. Но и так неплохо, что какой-то есть. Что касается Хохловой и Новицкого, то, может быть, они здесь на тренировках выглядели не очень здорово. Допускали какие-то досадные срывы. И, видимо, создалось впечатление, что спортсмены не очень хорошо готовы. На общем фоне они немного потерялись. Не знаю почему, сложный вопрос. Кому бы из пар я отдал предпочтение, если судить по тренировкам? Этого я вам никогда не скажу. Кто удивил? Если честно, мне нравится, как работают Вирчу -- Мойр. Меня удивили их поддержки, очень интересные. Может, и не патриотично об этом говорить, но я профессионал и не могу об этом не сказать. К сожалению, свою произвольную программу они катали маленькими кусками. Я знаю, что у них была травма и они были не совсем готовы, потому и на «Четырех континентах» проиграли. Но, судя по потенциалу, очень сильная пара. После того, что они показали на тренировке, все тренеры «выпали в осадок». Я тоже. Это совершенно другой уровень. Мне всегда нравилось и одновременно расстраивало, что кто-то делает что-то, непонятное для меня. Но это и заводит. Будем стараться, чтобы и у моих пар было нечто подобное. Тем не менее, подводя первые итоги, могу сказать: распределение мест у танцоров после обязательного танца вполне логичное. Но, повторяю, это только начало», -- сказал Александр Жулин.
Ольга ЕРМОЛИНА, Лос-Анджелес