|
|
N°50, 26 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Апельсины из Марокко
Ian Gillan. One Eye to Morocco (EDEl). Всяческие «глупцы», «дураки» и «болваны», похоже, любимые слова в лексиконе легендарного Яна Гиллана. Фронтмен легендарных Deep Purple не любит: а) чиновников Евросоюза, б) аудиопиратов и в) бизнесменов в рекорд-бизнесе. Да и журналистов он, впрочем, тоже как-то не очень, если честно. Но трогательно старается этого не афишировать. Даже на интервью соглашается иногда.
А публику, напротив, любит очень. И желает ей всячески потрафить. Поэтому поет в основном проверенные временем хиты. И хотя работает с постоянным сайд-проектом (к слову, все музыканты сайд-проекта здесь и играют), сольные альбомы записывает нечасто. Предыдущий сольный альбом Гиллана, Dreamcatcher, появился больше десяти лет назад, а последняя раскрученная сольная пластинка, Naked Thunder, с хитом No Good Luck так и вовсе в 1990-м. Гиллан не старается написать хит. Он их и так сочинил достаточное количество в 70-е. Он не хочет трибьютов самому себе -- такой уже он с коллегами-музыкантами соорудил пару лет назад, Gillan's Inn называется.
Теперь непримиримый Ян Гиллан в начале марта выпустил альбом, явно рассчитанный не на его поклонников, не на поклонников Deep Purple, а, скорее, на взрослую аудиторию с хорошим вкусом, любящую слушать что-нибудь приятное, но неглупое. One Eye to Morocco -- занятная смесь блюза, кантри, фолка, этники. По-восточному пестрый альбом составляют по-западному внятные крепкие песни. Гиллану здесь совершенно не нужно «давать рок-вокалиста», в таком материале он может сколь угодно долго оставаться лиричным, мягким, веселым и артистичным. Отличный альбом, который, повторюсь, можно рекомендовать кому угодно, кроме фанов Deep Purple или других сольных проектов Гиллана. Резкий переход Гиллана от хард-рока к чему-то эклектичному, но безумно притягательному можно сравнить с казусом позднего Роберта Планта. У бывшего вокалиста Led Zeppelin также случился крен сначала в странный психоделический блюз, затем и вовсе в кантри, что принесло ворох «Грэмми». Гиллану, конечно, никаких «Грэмми» не дадут -- он для жюри слишком правильный, не чудак-отшельник и вообще не «эксклюзив»: выступает слишком часто, слишком везде и совсем не старается привлечь интерес к собственной персоне, даром что все время на публике. А премии не публика раздает, как известно.
U-2. No Line on the Horizon (Universal). В российской блогосфере новый альбом U-2 дружно разругали. Для нашей публики знаменитый ирландский квартет -- мессия, пророк, спаситель рок-н-ролла и черт знает кто еще. Почему эта самая наша публика в упор не замечала группу в середине 80-х, в лучшие ее (группы, а не публики) годы, и почему игнорирует старые альбомы -- не спрашивайте. Просто так принято: ждать от U-2 свершений и откровений. Зачем принято -- тоже непонятно. Поклонники сетуют на отсутствие яркого хита. Такого действительно нет: альбом ровный. Первый сингл, Get on Your Boots, когда его впервые показали по нашему ТВ во время церемонии «Грэмми», действительно произвел жутковатое впечатление. Хотя песни в основном хорошие, крепкие, с огоньком и довольно разноплановые. И вообще саунд U-2 -- сам по себе определенная ценность (кстати, впервые они вписали в соавторы продюсеров, Брайана Иноу и Даниэла Лануа).
Есть медитативные баллады (пронзительная Moment of Surrender и Unknown Caller), есть бодрячки с притягательным риффом (Stand Up Comedy) и скоростной гитарный «чес» (Magnificient). Наверное, действительно ничего нового, но только из-за этого не стоит ожидать, что бравые парни отправятся на пенсию. Как, впрочем, того, что совершат великое рок-н-ролльное открытие. Это открытие они уже свершили. Лет двадцать назад.
Рада и Александр Марченко. «Колыбельная для кошки» («Выргород»). Рада Анчевская -- прекрасная (как раньше говорили, самобытная) певица и лидер плодотворной московской группы «Рада и терновник». За почти два десятка лет какой только Рады мы не слышали -- от готической (альбом «Графика») до фольклорной («Женитьба»). «Колыбельная для кошки» -- первый альбом Рады без «Терновника», но с композитором и мультиинструменталистом Александром Марченко. Это ее самая нерусская работа. Если хотите, европейская: фламенко, танго... Марченко писал музыку для театра, документальных фильмов BBC и даже мультфильмов (правда, странных, вроде творений Хржановского по рисункам Феллини). Он перфекционист и, по выражению Рады, музыкант «старой школы, не компьютерный». То есть если надо, чтобы во всей песне звучал вибрафон, так и будет. Никаких copy-paste! И это же касается какой-нибудь мелочовки вроде перкуссии или шейкеров. Поэтому запись дышит, и в конце концов сама певица в несколько непривычной для себя обстановке проявляется по-другому. И даже поет еще лучше, чем обычно (верхние ноты -- просто ультразвук). Хотя, казалось бы, куда лучше-то?
Александр БЕЛЯЕВ