|
|
N°50, 26 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грядущий хаан
"Тайна Чингис Хаана" на московских экранах
Родившийся в степи мальчик Темучин познает родительскую любовь, первые потери, кровное братство. Едва не погибнет в ледяной полынье, будет изгоем и пленником, вернется на родину. Объединит под своим началом степные племена, станет предводителем многотысячной армии и получит от совета племен имя древнего божества -- Чингис Хаан. Остальное более или менее известно.
Фильм «Тайны Чингис Хаана» (никаких опечаток, именно так) поставлен по роману Николая Лугинова (он же выступил и автором сценария) главным режиссером Якутского государственного драматического театра и по совместительству министром культуры Республики Саха Андреем Борисовым. Это, вне всякого сомнения, искренняя и мастерская работа, любые придирки к которой покажутся надуманными и странными -- как, спрашивается, высказывать претензии к самой Великой Степи или чингисхановским законам-ясанам? Но и искреннее одобрение будет, пожалуй, странным -- по той же самой причине.
В принципе рецензия на эту картину могла бы выглядеть двояко: с одной стороны -- напоминать реферат курсовой какого-нибудь исторического факультета, в котором подробно разбираются сходства и различия увиденного на экране с традиционным научным взглядом на жизнь Чингисхана, с другой -- чисто киноведческим исследованием, сравнивающим «Тайну» как минимум с двумя фильмами на ту же тему, вышедшими на наш экран совсем недавно, -- «Монголом» (2007) Сергея Бодрова и «Чингисханом: Всадником Апокалипсиса» (2007) Синьитиро Савая (оба побывали на наших широких экранах и уже доступны на DVD). Ни один, ни другой способ, впрочем, не кажется адекватным. «Тайна Чингис Хаана» по определению неподвластна традиционным подходам. После того, как с экрана будет произнесено нечто вроде «Курултай единогласно избрал Темучина великим гурханом, и он навлек на всех керамитов гнев могущественных найманов» или «Зашевелились кости дракона, предвкушая кровь жертвенную», разговор о фильме становится в принципе невозможным. За те два часа, пока идет кино, погружаешься в некое особое медитативное состояние, в котором начинает казаться уже совершенно неважным, что именно за серьезные мужчины в мехах и латах в данный момент пересекают очередную великую (и непременно гипнотически-прекрасную) пустошь, Кто с кем воюет, и чьи конкретно стрелы покрывают небесный свод. Даже несмотря на то, что каждый герой не раз представляется (и представляет других) при каждом удобном случае, чтобы не запутать зрителя (а пожалуй, и не запутаться самим), «Тайна» с каждым следующим кадром выглядит все более запутанной и сложной, как кроссворд, вопросы в котором заданы на одном языке, а ответы предполагают владение как минимум еще с полдюжины других. Тем более что набор приемов, с помощью которых показано становление великого властителя, не слишком отличается от копилки предшественников. Здесь, разумеется, и сцена с маленьким мальчиком, выбегающим из юрты в бескрайнюю степь, и парящий в небе сокол, и конница, раскинувшаяся по всему горизонту... Само собой разумеется, и то, что для исполнения заглавной роли будут приглашены минимум три артиста разных возрастов. Есть, впрочем, и так сказать, эксклюзив -- например, чудесный эпизод, в котором воины Чингис Хаана постигают премудрости китайского кунг-фу, или несколько неожиданная декларация «Пришедшие с мечом погибнут от наших мечей», пришедшая явно из «Александра Невского». Но в целом есть ощущение, что фильмы про Темучина и того, кем он стал впоследствии, сформировали собой отдельный специальный поджанр, в котором можно работать только так -- и никак иначе.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ