Завтра в Москве в «Президент-отеле» состоится Международная конференция по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Идея ее проведения впервые была выдвинута в 2007 году
на саммите ШОС в Бишкеке тогдашним президентом России Владимиром Путиным. На прошлогоднем саммите ШОС в Душанбе это предложение подтвердил президент Медведев, после чего началась практическая работа по подготовке конференции.
Организаторы полагают, что московская встреча поможет в координации усилий по урегулированию ситуации в Афганистане и вокруг него, которые предпринимаются как на глобальном, так и на региональном уровне. Список участников завтрашней конференции выглядит внушительно. Помимо представителей стран --членов ШОС -- Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана (пока участие Ташкента под вопросом), а также постоянного гостя всех «шанхайских» саммитов --Афганистана в Москве ждут высокопоставленных чиновников из стран-наблюдателей при ШОС -- Пакистана, Ирана, Индии и Монголии. Ожидаются посланцы соседней с Афганистаном Туркмении, влиятельной в регионе Турции, а также государств «большой восьмерки» -- Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии. На уровне министров иностранных дел будут представлены Россия, Афганистан, Турция, Пакистан, Киргизия.
Не менее впечатляюще выглядит список 15 международных организаций и их руководителей, которые будут представлены за «круглым столом» «Президент-отеля». Помимо генсека ООН Пан Ги Муна в Москве ждут еще четырех генсеков -- Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (Марк Перрен де Бришамбо), Организации исламская конференция (Экмелледин Ихсаноглу), Организации Договора о коллективной безопасности (Николай Бордюжа) и самой ШОС (Булат Нургалиев). СНГ будет представлять исполнительный секретарь Сергей Лебедев, НАТО -- заместитель генсека Мартин Говард, ЕС -- посол Комиссии ЕС в России Марк Франко. Участие в конференции примут директор ЦАРИКЦ -- Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с производством наркотиков, а также глава регионального Центра ООН по превентивной дипломатии в Ашхабаде Мирослав Йенча.
Вчера, за два дня до начала конференции, из Ташкента так и не поступило подтверждение участия в ней Узбекистана. Как сообщили «Времени новостей» в российском МИДе, там готовы ждать узбекского представителя вплоть до момента начала завтрашней встречи. Из дипломатических источников в Центральной Азии «ВН» стало известно, что отказ Ташкента может быть связан с его разочарованием недостаточным вниманием со стороны партнеров по ШОС к узбекской инициативе возобновить деятельность так называемой контактной группы друзей и соседей Афганистана по формуле «6+2», (США, Россия, Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан), действовавшей в 1997--2001 годах.
Год назад президент Узбекистана Ислам Каримов предложил реанимировать работу группы, преобразовав ее в «6+3», добавив туда представителя НАТО. Скептическое отношение к этой инициативе связано прежде всего с отсутствием в составе группы представителя законного правительства Афганистана. В конце 1990-х годов международное сообщество не признавало правительство «Талибана» в Кабуле, поэтому тогда афганского представителя в составе контактной группы не было. Тем не менее некоторые эксперты полагают, что в будущем идея Ташкента может быть востребована американцами -- если им понадобится формула афганского урегулирования на межэтнической основе. Не надо забывать, что фактически каждое из соседних с Афганистаном государств имеет там этнически либо конфессионально родственную с ним общину...
Предполагается, что итоговыми документами московской конференции станут совместное Заявление стран -- членов ШОС, Декларация и Единый план действий по вопросам борьбы с терроризмом, наркотрафиком и организованной трансграничной преступностью. Последний представляет подробную шестистраничную разработку мероприятий, включающих проведение совещаний руководителей антинаркотических ведомств, подготовку кадров для полицейских, таможенных, пограничных и прочих спецслужб -- в том числе и для Афганистана.
В Москве за одним «круглым столом» впервые будут сидеть руководители НАТО и ОДКБ. Об этом уже много лет мечтал генсек ОДКБ генерал Николай Бордюжа. Он не устает надеяться, что альянс признает организацию равноправным партнером в зоне ответственности ОДКБ.
Еще больший интерес представляют возможные дипломатические контакты «на полях» конференции между США и Ираном. Вашингтон будет представлять заместитель помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Патрик Мун, а Тегеран -- заместитель главы МИДа Хосейн Шейх-оль-Ислам. «Никаких конкретных планов встречи с представителем Тегерана у нас пока нет, поэтому я ничего не утверждаю и ничего не исключаю. Посмотрим, что произойдет», -- заявил на днях пресс-секретарь госдепа США Роберт Вуд. Возможен также весьма неординарный в последние годы дипломатический контакт между главами МИДов Пакистана и Афганистана.
По сведениям «ВН», весьма специфически выглядело условие, на котором согласилась участвовать в конференции Япония. В Токио дали понять, что «никаких просьб о выделении финансовой помощи Афганистану в Москве звучать не должно» -- ведь до конца еще не освоена предоставленная ранее помощь, в том числе выделенная на парижской встрече стран-доноров летом 2008 года. Эти страны ждут от афганского правительства разработки прозрачной системы распределения и использования спонсорской помощи.
Всего через четыре дня -- 31 марта -- некоторые участники конференции в Москве встретятся в Гааге на другой конференции по Афганистану. Ее инициировали США, пройдет она под эгидой ООН. Российские дипломаты уверяют, что «совершенно не ревнуют», напротив, мероприятие в Гааге «лишь подтверждает правоту нашего подхода» к афганскому урегулированию: Россия настаивает, что это возможно только в результате глобальных усилий, а не односторонних действий. Спешное проведение гаагской встречи (ее решили созвать лишь в конце февраля) в Москве объясняют календарными причинами. Через пару дней после Гааги в Страсбурге и Келе состоится юбилейный 60-й саммит НАТО, на котором предстоит утверждать новый план действий в Афганистане. Не принимать же за его основу разработанные в Москве предложения -- вот, мол, представители Запада и решили срочно собраться рядышком в Гааге, чтобы было на что ссылаться во время юбилея...