На сегодняшний день в Рунете нет никакого, даже самого примитивного инструмента для определения эффективности работы веб-студий. Негде посмотреть, какая из них лучше конкурентов и по какому критерию. Однако ситуация может вскоре измениться.
В марте о старте отбора в рейтинг лучших веб-студий объявили сразу две компании: экспертная группа "Тэглайн" и аналитический портал рынка веб-разработок CMS Magazine. Задача у рейтингов общая -- дать представление о рынке веб-разработки в России. Но методики расчета рейтингов очень разные.
"Тэглайн" составляет свой рейтинг на основе данных, предоставляемых самими участниками рынка. При расчете учитываются как бухгалтерские данные, например об обороте компании, так и сведения об основных заказчиках студии, участии студии в конкурсах и фестивалях. Качество проектов, а это, с точки зрения заказчика, важнее всего, оценивается только для 20 студий, оказавшихся первыми по перечисленным выше признакам.
CMS Magazine участников рынка к отбору кандидатов на попадание в рейтинг не привлекает и пользуется исключительно информацией, находящейся в свободном доступе. Методика такова. Составляется список сайтов, принадлежащих публичным компаниям, обыкновенные акции которых обращаются на российских биржах. Студии, сделавшие сайты для этих компаний, попадают в рейтинг. Балл веб-студии рассчитывается исходя из количества разработанных ею сайтов. "Для подсчета рейтингового балла мы также предполагаем ввести поправочные коэффициенты, которые определяются исходя из капитализации каждой конкретной компании-заказчика", -- говорит директор по развитию CMS Magazine Сергей Бесшабашнов.
"Тэглайн" намерена завершить работу по формированию рейтинга в течение двух месяцев. CMS Magazine обещает уложиться к началу мая.
По мнению создателей рейтингов, информация, полученная в результате отбора, является ценной как для самих разработчиков, которые могут использовать ее в качестве инструмента для привлечения клиентов, так и для заказчиков, которым она дает представление о том, что происходит на российском рынке веб-разработки.
Директор "1С-Битрикс" (производит программный продукт -- платформу для разработки сайтов) Сергей Рыжиков полагает, что оба рейтинга плохи и не будут полезны для заказчиков: "На мой взгляд, рейтинг "Тэглайна" необъективен, так как его формирование построено на оценках веб-студий и на критериях, важных для них самих. Это все равно, что рейтинг автомобилей составляли бы сами автопроизводители. Поэтому, на мой взгляд, подобные данные не несут никакой практической пользы для клиентов веб-студий. Рейтинг CMS Magazine затрагивает слишком узкий сегмент рынка, чтобы его можно было считать существенным".
Но потенциальные клиенты веб-студий будут рады хоть какому-нибудь ориентиру, помогающему выбирать исполнителя. "Польза таких рейтингов в том, что они позволяют четко выделить лидеров. Рынок веб-дизайна в России еще не сформировался. Много студий появляется, некоторые из них работают с одинаковыми портфолио. Кто-то делал функционал, кто-то -- дизайн, запутаться при выборе качественной студии довольно просто", -- говорит руководитель отдела маркетинга Allsoft.ru (продажа программного обеспечения по онлайн-заказам) Екатерина Васильева.
По оценке редактора CMS Magazine Анатолия Денисова, в 2008 году объем рынка веб-разработки в России составил 500 млн долл. "На нашем проекте зарегистрировано около 1300 веб-студий. По моему мнению, это около 95% от общего количества игроков. Под игроками в данном случае я понимаю компании, сделавшие хотя бы несколько сайтов в 2008 году", -- говорит г-н Денисов.
Подготовлено совместно с iToday.ru