Информационные технологии для незрячих существуют давно, но практически недоступны в России
Знаете, как незрячие люди отличают белые шахматные фигуры от черных? Белые фигуры имеют внизу дополнительное кольцо. Но пощупать веб-страницу на экране монитора невозможно. Невозможно на ощупь определить буквы на клавиатуре. Без специальных устройств ввода-вывода данных слепой человек перед компьютером беспомощен.
Такие устройства имеются, причем не в качестве опытных образцов. Они есть в продаже. Для вывода текстов существует т.н. брайлевский дисплей. Он представляет собой «планшет» со строкой, на которую выводится текст в виде шеститочечных букв азбуки Брайля. Незрячий пользователь может с его помощью читать пальцами.
Программы, которые распознают текст на экране и озвучивают его -- это стандартная возможность. IBM пошла дальше. У компании есть софт, озвучивающий не только текстовой, но и более сложный графический интерфейс. Незрячий человек может с помощью такой программы, отдавая команды голосом, играть в игры и работать с аудиофайлами.
По словам начальника отдела информационных технологий НУ Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых ("Реакомп") Анатолия Попко, такие программные продукты (а они, как правило, разрабатываются за рубежом) в Россию попадают без задержки. Зачастую -- контрабандой. «Спецтехника -- как, впрочем, и специальное ПО -- чрезвычайно дороги. Но если в случае с софтом этот существенный недостаток можно обойти (да, это незаконно, да, это пиратство), то за аппаратные решения приходится платить», -- говорит г-н Попко.
Цены на брайлевские дисплеи в России начинаются от 100 тыс. руб. Самая распространенная программа экранного доступа в России Jaws for Windows производства компании Freedom Scientific стоит от 30 тыс. руб. На рынке также есть и бесплатная программа Non-Visual Desktop Access, однако она существенно уступает Jaws for Windows по части функциональности.
Государство проблемами незрячих пользователей заниматься не спешит. «Компьютер в настоящее время по российскому законодательству не является "техническим средством реабилитации", и за счет государственного финансирования инвалидам по зрению он не предоставляется. То же правило действует в отношении программных продуктов», -- говорит г-н Попко. Специальной техникой для слепых оснащены только отдельные реабилитационные центры.
Это -- в России. За рубежом не так. Еще десять лет назад, в мае 1999 года, первая редакция "Стандартов обеспечения доступности Web-содержимого" (Web-Content Accessibility Guidelines 1.0) получила статус официального документа World Wide Web Consortium. Эта организация, возглавляемая Тимом Бернерсом-Ли, отвечает за стандарты представления данных в Сети. 11 декабря 2008 года вышла вторая версия этого документа, которая легла в основу национальных нормативных документов во многих странах Европы и в США. Следование рекомендациям World Wide Web Consortium открывает потенциальную возможность стандартным образом сделать веб-сайты доступными для незрячих посетителей.
Государственный стандарт Российской Федерации об обеспечении доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению (ГОСТ Р 52872-2007) повторяет рекомендации World Wide Web Consortium. Но он вступил в силу только 1 января 2009 года. Привести свой сайт в соответствующий ГОСТу вид попытались только в Министерстве здравоохранения и социального развития -- другие примеры "Реакомп" неизвестны. По мнению г-на Попко, это вполне закономерно: «ГОСТы в настоящее время не имеют обязательной силы, в отличие от технических регламентов. Поэтому соблюдение требований доступности сейчас в России отдано на откуп владельцам сайтов. Это утверждение справедливо и для государственных интернет-ресурсов -- они не обязаны следовать стандарту».
Подготовлено совместно с iToday.ru