|
|
N°49, 25 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брюссель ставит опыты
Новый раунд противостояния вокруг поставок российского газа в Европейский союз через территорию Украины -- логическое продолжение январского конфликта. Беспрецедентный срыв газоснабжения ЕС стал тогда нежданным подарком Европейской комиссии. Брюссель давно пытается заставить национальные столицы поделиться полномочиями в энергетической сфере. Однако правительства стран-членов категорически не хотят отдавать кому-либо контроль над отраслью, затрагивающей непосредственные жизненные интересы их избирателей. Ведь случись что-то с теплом и светом в домах -- к ответу граждане призовут тех, кого они выбирали, а не абстрактных еврокомиссаров.
События января 2009 года, когда из-за российско-украинского конфликта пострадали практически все европейские клиенты «Газпрома», дали Еврокомиссии убедительный аргумент -- решать проблемы такого масштаба на двустороннем уровне просто невозможно. Значит, нужна таки единая энергетическая политика Европейского союза и соответственно иные принципы функционирования энергорынка. Комиссариат ЕС по конкуренции давно и настойчиво добивается его либерализации и отказа от принятой ныне системы долгосрочных отношений между поставщиками и потребителями.
Декларация о модернизации газотранспортной системы Украины стала попыткой Европейской комиссии развить успех. Дело не только в желании оттеснить Россию от участия в управлении украинской ГТС, как раз в этом ничего нового нет. Важнее, что Брюссель стремится внедрить на Украине энергетические принципы, которые «вязнут» на самом европейском рынке, -- конкурентный доступ к сетям и хранилищам и независимый от производителя оператор по транспортировке. Наконец, реализация такого подхода применительно к относительно небольшому украинскому сегменту газового рынка, вероятнее всего, повлечет за собой пересмотр долгосрочных контрактов, а сам прецедент этого очень важен в более широком контексте. Иными словами, Европейская комиссия хотела бы сделать Украину экспериментальным полигоном, на котором будут отрабатываться принципы энергорынка Европы, как его видит Брюссель. Речь идет не столько о борьбе за стратегические активы Украины, сколько о гораздо более обширном вопросе.
Реализация декларации практически невозможна. Активность Еврокомиссии не понравится никому из крупных стран-членов, которые по-прежнему не расположены делиться полномочиями. Большие компании тем более встревожатся, поскольку отвечают за долгосрочное планирование энергоснабжения и стабильность отношений для них является наиболее важной ценностью. Наконец, Киев зарекомендовал себя за последние годы настолько «надежным» партнером, что рассчитывать на устойчивость сделок не приходится никому.
Подобные инициативы, отражающие тактическую борьбу внутри Европейского союза, не способствуют разрешению действительно очень сложных проблем энергетической безопасности, а, напротив, демонстрируют отсутствие стратегического подхода. Успех возможен после осознания того, что европейский энергетический комплекс «от скважины до газовой конфорки» является единым организмом, «лечить» который можно только комплексно, а не выборочно.
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», -- для «Времени новостей»