Слово "евангелист" стало названием если не массовой, то, во всяком случае, вполне распространенной в IT-индустрии профессией. Это высококлассный специалист, который является проповедником идеологии компании среди разработчиков, клиентов и потенциальных пользователей.
Первым «евангелистом» от IT был Гай Кавасаки. Именно он сформулировал идею высокотехнологичного "евангелизма": пользователей надлежит обратить в правильную веру -- правильную, разумеется, с точки зрения одного отдельно взятого производителя. В случае с Кавасаки таким производителем была Apple.
Кавасаки пришел в Apple в 1983 году в преддверии выпуска первого Macintosh и полтора года в компании двух своих друзей объезжал США в поисках разработчиков софта для новой машины. И справился: 400 компаний, не считая независимых программистов, изъявили готовность работать с Apple.
Затем Кавасаки принялся проповедовать для потребителей. В результате среднестатистический пользователь продукции Apple по степени приверженности к этому бренду стал похож на футбольного фаната.
По мнению директора компании "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова, понятие "евангелист" в новом смысле могло появиться только в компании Apple: "На мой взгляд, Apple продает посредственные технологии в волшебной оболочке. Конечно, компании нужны так называемые «евангелисты», чтобы сформировать вокруг толпу фанатов-потребителей, которым это все можно будет продать".
Тем не менее успех проповедей Кавасаки очевиден. Apple стали подражать. Дошло до того, что компании стали вводить в свое штатное расписание должность "евангелист". В некоторых фирмах среди проповедников от IT даже появилась своя иерархия. Например, на одну из своих конференций в Москве компания Adobe привезла сразу трех "старших евангелистов", а в Apple назначают "евангелистов" по регионам.
Между тем с самим определением термина "евангелист" нет ясности. Разные -- причем компетентные -- люди толкуют его по-разному.
По словам «старшего евангелиста» компании Adobe Пола Барнета, "евангелистом" следует именовать продвинутого пользователя, который хорошо разбирается в продукте и призван делиться своими знаниями с другими (с теми, кто этот продукт еще не купил).
Михаил Елашкин (представительство SAP AG в России и СНГ), именующий себя "единственным официальным «евангелистом» нашей страны", уверен, что основной функцией «евангелиста» является вовсе не рассказ о возможностях продукта компании, а убеждение людей в правильности принципов работы компании, в отношении к исполнению своей миссии, к созданию своих продуктов: "В IT-индустрии идеология играет очень важную роль. Видели ли вы когда-нибудь двух домохозяек, которые спорили о том, пылесос какого производителя лучше? Думаю, что нет. А вот два человека, спорящих о том, процессор какой компании лучше, -- явление часто встречающееся".
Несмотря на разное понимание цели работы «евангелиста», должностные обязанности работников данной сферы в разных компаниях практически одинаковы: написание статей и книг о компании, ведение блогов, выступление на конференциях.
По мнению IT-экспертов, работа «евангелистов» является одним из видов пиара, который нацелен не на продажу отдельных товаров, а на формирование лояльного отношения к компании в целом. "Основное отличие «евангелиста» от пиарщика в том, что это живой человек, который выступает от своего имени", -- замечает глава REAL-IT Василий Буров.
Игорь Ашманов считает, что использование термина "евангелист" по меньшей мере глупо: «Евангелисты» «втюхивают» не какой-то отдельный товар покупателю, а стиль жизни, идею компании. Поэтому, на мой взгляд, слово «евангелист» равнозначно слову «пропагандист». Но поскольку пропаганда имеет негативную окраску, на Западе решили придумать должность для придания сакрального ореола людям, по сути, занимающимся одним из видов PR. И выглядит это очень глупо. Потому что получается, что компьютерные технологии -- это благая весть, которую нужно до всех донести».
Настоящих "евангелистов" в России, как выясняется, и нет. Не считая, конечно, Михаила Елашкина, который говорит: "Для российских компаний «евангелист» -- вишенка на торте, без которой в принципе можно и обойтись. Российские компании зачастую не могут себе позволить содержать «евангелиста», потому что проповедовать идеи компании может только специалист высокой квалификации, а услуги такого человека стоят очень дорого".
Зато в роли "евангелистов" могут выступать отцы-основатели российского IT-бизнеса, многие из которых харизматичны ничуть не менее, чем Кавасаки. По мнению г-на Елашкина, лучшего в отечественной IT-индустрии "евангелиста" зовут Борис Нуралиев (директор "1С").
Есть также "евангелисты" среди не бизнесменов, а IT-журналистов. Игорь Ашманов полагает таковыми Евгения Козловского и Сергея Голубицкого.
Подготовлено совместно с iToday.ru