Время новостей
     N°49, 25 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2009
Увы-патриотизм
Почти половина россиян считает свою страну главной жертвой мирового кризиса
Все больше россиян уверены, что именно Россия -- главная пострадавшая от мирового кризиса. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Причем 38% респондентов полагают, что материальное положение их семей не изменится в ближайший год (правда, ВЦИОМ не сделал разграничений между теми, кто не ждет лучшего, и теми, кто не ждет худшего), а 32% полагают, что может быть еще хуже.

47% посчитали, что именно Россия сильнее всего пострадала от кризиса, 34% полагают, что хуже всего США, 11% -- странам Евросоюза, еще 8% не определились. А ведь еще в декабре прошлого года те же 47% называли главными пострадавшими американцев. Но с тех пор многое изменилось. «Можно сказать, что кризис вошел уже в каждый дом. Доля тех, кто обеспокоен кризисом, постоянно растет», -- признал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров на вчерашней пресс-конференции в Интерфаксе.

По его словам, постепенно продолжает увеличиваться число оценивающих ситуацию в российской экономике как кризисную: в марте прошлого года так считали 14% опрошенных, в декабре -- 34%, а в марте этого года уже 44%. При этом если год назад лишь 1% россиян считал состояние экономики катастрофическим, сейчас лишь 1% полагает, что она динамично развивается. Зато катастрофическим экономическое положение считают 12% россиян. 33% называют его нестабильным, лишь 4% -- стабильным, 6% затруднились с оценкой.

Соответственно растущим ощущениям кризиса растет и доля тех, кто активно обсуждает ситуацию в экономике, таких уже 68%. Никак не обсуждают кризис лишь 10%, при этом 21% отметили, что в их собственном окружении разговоры о кризисе не ведутся.

39% уверены, что пресса недостаточно откровенно и полно освещает тему кризиса. 27% довольны предлагаемым им выбором и считают, что информации вполне достаточно, чтобы разобраться в ситуации. Чуть меньше четверти (24%) думают, что СМИ преувеличивают последствия кризиса -- «разжигают страсти на пустом месте». 10% не смогли оценить качество освещения кризиса в СМИ.

Более половины опрошенных (56%) отметили уменьшение собственных доходов за последний месяц, 39% сообщили, что за месяц их доходы не изменились, 2% даже поделились радостью от роста доходов, а еще 3% не смогли оценить изменения в собственном благосостоянии.

За год почти вдвое увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности, -- тех, кому денег не хватает даже на продукты: в феврале прошлого года таких респондентов было 8%, в феврале этого их стало 14%. Выросло и количество бедных -- тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения (с 28 до 32%). Соответственно сократилось количество людей, которым денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой -- с 46 до 39%. 12% россиян относят себя к среднему классу, еще 3% полностью довольны жизнью и своим высоким уровнем благосостояния. «Кризис ударил по всем, но в неравной степени: бедные стали беднее, зажиточные и обеспеченные тоже стали беднее, но в меньшей степени», -- считает Валерий Федоров.

Участникам опроса предложили назвать главные, на их взгляд, проявления кризиса, которые отразились непосредственно на них самих (можно было предложить несколько вариантов ответа). Выбор оказался предсказуем: рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%), отказ от некоторых товаров и услуг (25%), в первую очередь от продуктов питания, одежды и обуви, а также развлечений и лечения. 21% назвали задержку зарплат, стипендий, пособий, столько же ощутили на себе их сокращение. По 14% зафиксировали панику и депрессию в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг, 13% -- сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска. 12% стали больше оказывать помощь близким, также 12% пришлось взять деньги в долг.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис