|
|
N°49, 25 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дилетант путешествий
Россия не готова к росту внутреннего туризма
Пересмотр расходных статей бюджета не помешает выделению средств на популяризацию внутреннего туризма. Министерство спорта, туризма и молодежной политики выделит в 2009 году 50 млн руб. на пропаганду внутреннего туризма России. Сумма небольшая, но это станет прецедентом, заявил, выступая на днях в Торгово-промышленной палате на «круглом столе» "Состояние туриндустрии в условиях кризиса", министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко. Популяризировать при этом будут не столько олимпийский Сочи (там в ближайшие годы будет глобальная стройка, что явно создаст неудобства для туристов), сколько другие направления -- Кабардино-Балкарию, Дагестан, Адыгею, Петропавловск-Камчатский, а также побережье Каспия и Приазовье. Правда, как уверяют эксперты, для популяризации внутренних направлений мало рекламы -- необходимо работать с авиакомпаниями и местными администрациями.
По прогнозам «Ростуризма», в 2009 году за рубеж с туристическими целями могут поехать на 20% меньше россиян, чем в 2008 году. В прошлом году россияне на выездной туризм потратили 67 млрд руб. Теперь федеральные ведомства рассчитывают переориентировать туристические потоки на российские курорты.
При этом, как отметил г-н Мутко, несмотря на позитивную динамику посещаемости российских курортов, в последние годы "внутренний туристический потенциал России используется очень слабо". По его словам, регионы предоставляют очень небольшое количество турпродуктов и не имеют развитых механизмов их продвижения. В регионах явно ощущается недостаток 2--3-звездочных гостиниц, но операторам, желающим выкупить советские пансионаты, местные администрации отказываются продавать эти здания.
На недостаток внимания жалуется даже Сочи -- несмотря на колоссальный объем средств, выделяемых на Олимпиаду, продвижение туристических возможностей региона и России как страны в целом проводится на очень низком уровне. Как посетовал и.о. мэра Сочи Анатолий Пахомов на встрече в ТПП, "Сочи софинансирует строительство олимпийских объектов за счет своего бюджета, но бюджет Сочи целиком зависит от маленького инвестора -- туриста".
Местный бизнес в регионах к массовому туризму откровенно не готов. В Европе две трети занятых в туризме работают в малом бизнесе. В России малый бизнес по-прежнему находится в начальной стадии развития. В частности, в Южном федеральном округе, самом туристическом регионе России, по данным «Росстата», на 1 тыс. человек функционируют лишь пять малых предприятий. Для сравнения: в США этот показатель равен почти 70.
Сегодня кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественный уровень, полагает управляющий партнер консалтинговой компании Strategy Partners Александр Идрисов. "Если государство поддержит отрасль, то, пользуясь уникальным падением цен на стройматериалы, можно возвести новую инфраструктуру туризма, создав рабочие места и на стадии строительства, и на стадии обслуживания новых комплексов", -- говорит он.
"Туризм -- та отрасль экономики, развитие которой имеет наибольший мультипликативный эффект для строительства, транспорта, пищевой промышленности, сельского хозяйства. У туризма есть уникальное свойство создавать экономику там, где ее вообще нет", -- полагает г-н Идрисов.
Стоимость авиабилета для путешественника -- самый критичный фактор, напоминает Александр Идрисов. В самой туристически развитой стране Европы -- Испании -- прибыльны лишь аэропорты Мадрида и Барселоны, остальные убыточны, работая лишь на массовое привлечение туристов.
В России же морские и речные пути не развиты вообще, а немногочисленные круизные предложения по Оке и Волге превышают по цене средиземноморские круизы. Порты, даже южные, в постсоветское время вообще отказались от осуществления регулярных пассажирских рейсов. Для маломерных прогулочных судов нет причалов и марин.
В рейтинге конкурентоспособности российских регионов по привлекательности для туристов, подготовленном аналитиками Strategy Partners, на первом месте ожидаемо оказался Краснодарский край, за ним идут Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Ростовская область и ряд регионов Центральной России. Удаленные регионы вроде Алтая и Петропавловска-Камчатского, при всей уникальности их природы, не попали даже в первую десятку.
Говоря с иностранными партнерами, российские операторы не всегда могут одним словом описать, какого рода туризм представлен в России -- кроме Санкт-Петербурга, ни один регион пока четко не занял свою нишу. Да и гостям в России не особенно рады -- это национальная особенность страны. Так называемый экотуризм и экстремальный туризм ограничены неразвитостью транспортной инфраструктуры.
Даже агрессивная популяризация туризма, которой в свое время занялась Калининградская область (газета "Время новостей" неоднократно писала об этом), получившая статус туристической зоны, не может сдвинуть дело с мертвой точки без транспортной инфраструктуры и снижения стоимости авиабилетов. Поэтому неудивительно, что в нынешнем году среди 133 стран Россия заняла 59-е место в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Получение права на проведение зимней Олимпиады-2014 помогло России подняться в рейтинге лишь на несколько процентных пунктов по сравнению с прошлым годом. В рейтинге ВЭФ Россия оценена высоко лишь по той группе факторов, которая оценивает природные и культурные ресурсы.
Ирина СКЛЯРОВА