Несмотря на явные разногласия в правительстве по поводу проведения пенсионной реформы в условиях кризиса, премьер-министр Владимир Путин отдал предпочтение позиции Минздравсоцразвития, настаивающего на замене Единого социального налога страховыми взносами уже с начала следующего года. Ожидания делового сообщества и даже ряда членов кабинета министров (в частности, главы министерства экономического развития Эльвиры Набиуллиной и заместителя министра финансов Сергея Шаталова) того, что правительство отложит из-за кризиса намеченное с 1 января 2010 года "расщепление" ЕСН, похоже, не оправдываются. По сути речь идет о серьезном увеличении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в масштабах страны. Однако в наибольшей степени это коснется так называемых инновационных отраслей, в которых фонд оплаты занимает наибольшую долю в издержках - образования, здравоохранения, науки, СМИ, информационных технологий.
Вчера премьер-министр в Белом доме в своем личном кабинете (что скорее исключение из обычной практики) провел совещание, которого ждали многие. Речь шла о развитии пенсионной системы - точнее, о ее реформе. Согласно анонсу совещания, проблема должна была рассматриваться через призму национальной антикризисной программы, которую правительство выносит на всенародное обсуждение. О кризисе говорилось в том смысле, что правительство и в этих условиях не откажется от взятых на себя социальных обязательств. Но не в том смысле, как скажутся пенсионные новации на фондах оплаты труда в условиях, когда реальные (а во многих случаях и номинальные) зарплаты работников стали падать, не стимулирует ли реформа ЕСН увеличение безработицы или рост доли "серых" выплат.
Владимир Путин публично еще раз подтвердил неизменность всех четырех индексаций пенсий в текущем году: с 1 марта базовая часть пенсии увеличена на 8,7%, с 1 декабря она увеличится еще на 31,4%, с 1 апреля страховая часть вырастет на 17,5%, а с 1 августа еще на 7,5%. По словам премьера, средние пенсии в России не опустятся ниже прожиточного минимума. При этом осталось не ясным, идет ли речь о прожиточном минимуме, который сегодня посчитан из прежнего курса рубля и прошлогодней инфляции, или уже о пересчитанном в условиях новой реальности.
Премьер огласил и сумму полагающихся в 2009 году Пенсионному фонду дотаций из казны - 374 млрд рублей. Спорить с этой цифрой глупо, она серьезная. И ею явно оперируют те, кто убеждают г-на Путина не слушать голоса оппонентов, призывающих хотя бы повременить с увеличением фискальной нагрузки на экономику.
Судя по всему, Владимир Путин решил, что откладывать ничего не надо и высказался вчера по поводу одного из самых спорных решений с момента начала кризиса совершенно однозначно: «В сентябре прошлого года (
на заседании кабинета министров 1 октября. --
Ред.) правительство приняло решение о переходе от ЕСН к страховым взносам, а также об изменении прав граждан, приобретших пенсионные права в 1991 году. Намеченная программа развития пенсионной системы является нашим безусловным приоритетом, и мы практически должны приступить к ее полной реализации со следующего, 2010 года». И добавил: «В совокупности реализация этих мер должна постепенно приблизить нашу пенсионную систему к международным стандартам». То есть никаких "скидок" на кризис быть не должно и никаких "исключений" даже для отдельных и даже инновационных отраслей не просматривается.
Показательно, что вчера несколькими часами ранее за отсрочку этой реформы высказались министр экономического развития Эльвира Набиуллина и заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Отвечая на вопрос по единому социальному налогу после коллегии Министерства экономического развития, г-жа Набиуллина отметила, что ЕСН может быть заменен страховыми выплатами, но размер налоговой нагрузки следовало бы скорректировать. "Если говорить об уровне начислений на фонд заработной платы, то это (
введение повышенных страховых выплат. --
Ред.) не совсем своевременно", - сказала она. По ее словам, фонд заработной платы и выплаты из него - одна из самых чувствительных зон для российского бизнеса. Она повторила, что, по ее мнению, "общую налоговую нагрузку на бизнес увеличивать не стоит". Отложить из-за кризиса вопрос о замене ЕСН страховыми выплатами, которая планировалась с 2010 года, вчера предложил и заместитель министра финансов Сергей Шаталов. При этом он не ответил на вопрос о возможных новых сроках замены ЕСН страховыми выплатами.
Напомним, что правительство намечало с 1 января 2010 года отменить Единый социальный налог (сегодня он взимается по регрессивной шкале: 26% при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч и свыше 600 тысяч-- 2%). Вместо него вводится фиксированный страховой
взнос в размере 34% (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). Из них 26% работодатель будет платить за своего работника в пенсионный фонд, еще 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% - в Фонд социального страхования. Благодаря этой мере, по расчетам кабинета министров, доходы Пенсионного фонда должны были возрасти почти вдвое-- с 2,2 трлн рублей в 2008 году до 4 трлн в 2010-м, покрыв дефицит ПФР.
Представляя 1 октября 2008 года эту реформу, премьер Путин говорил: "С учетом взносов на медицинское и социальное страхование общий размер тарифа не превысит 34% от фонда оплаты труда". По его словам, "люди, которые получают большие заработные платы, сверх этой суммы(
415 тысяч рублей в год. --
Ред.) страховые взносы платить не будут. Но и пенсионные права на эти суммы тоже формироваться не будут". Премьер объяснял такое решение соображениям социальной справделивости: "Мы специально пошли на это для того, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок".
Тогда же, объявляя о реформе, премьер признал: "Конечно, для бизнеса эти новации связаны с дополнительными издержками. Однако, подчеркну, одновременно будут предложены механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес", - заявил глава правительства. Пока такие механизмы не предложены. Хотя, например, главный лоббист реформы ЕСН министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в конце прошлого года обещала, что правительство выработает компенсационные налоговые механизмы не позднее марта 2009-го. К слову, она же ратовала за снижение налога на добавленную стоимость в качестве такой компенсации. Однако именно по поводу этого налога в правительстве теперь полное единодушие: снижать НДС, главный бюджетообразующий налог, в условиях кризиса нереально.
Деловое сообщество сразу отнеслось к идее повышения ЕСН негативно. В частности, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин неоднократно заявлял, что РСПП не поддерживает это решение. "Существуют альтернативы простому увеличению налогов. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности анонсирование любого увеличения налоговой нагрузки может удлинить период выхода на устойчивые темпы развития", - говорил он. Г-н Шохин, в частности, предлагал правительству предусмотреть компенсационные меры по снижению роста налоговой нагрузки и передать Пенсионному фонду в управление активы госкорпораций.