Время новостей
     N°48, 24 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.03.2009
Союз и предлоги
Никита Михалков и Марлен Хуциев разговаривают друг с другом пресс-конференциями
В субботу в Дом кино пришли 450 членов московского отделения Союза кинематографистов, признающие вновь избранного председателя СК Марлена Хуциева. Среди них известные режиссеры Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов, Николай Досталь, Павел Чухрай, Александр Митта, Виталий Манский и Юрий Кара. На «Мосфильме» в тот же самый день и час собрал своих сторонников Никита Михалков. На его приглашение отозвались Федор Бондарчук, Александр Голутва, Александр Адабашьян, Николай Бурляев, Мария Шукшина с мамой, Владимир Хотиненко, Сергей Чонишвили и другие. В Доме кино решали, идти или не идти 30--31 марта в Гостиный двор на съезд к Михалкову. На «Мосфильме» обсуждали перспективы развития отечественного кино и чем в первую очередь заняться, когда будут выбраны новый председатель СК и новое правление, уже не сомневаясь, по всей видимости, в победе.

В понедельник одна за другой прошли пресс-конференции Никиты Михалкова и Марлена Хуциева. «Я впервые столкнулся с тем, что называется информационной войной», -- пожаловался Никита Сергеевич, чье имя не сходит с лент информационных агентств, чьи интервью постоянно транслирует телевидение, а пресс-конференцию полностью показывает государственный канал «Вести». Затем г-н Михалков подтвердил то, что говорил уже много раз. С поста председателя СК он мечтает уйти, чтобы целиком посвятить себя окончанию работы над «Утомленными солнцем 2». Но оставить союз никак невозможно без нового «чрезвычайного» съезда. Ведь нельзя, считает г-н Михалков, доверять тем, кто провел «незаконный съезд». Да еще и осмеливается на бланке союза писать письма президенту РФ, называя себя председателем СК, в то время как эта должность принадлежит все еще только ему, Никите Михалкову.

На вопросы, в которых слышалось сомнение в правомочности созыва нового съезда, Никита Сергеевич отвечал жестко: «Я ни одного шага не делаю без консультации с профессионалами. Мой съезд законный. Минюст только меня называет председателем СК. На чрезвычайный съезд приглашаются все кинематографисты, это будут всеобщие выборы. Пусть избирают, кого хотят, -- Марлена Хуциева, Рустама Ибрагимбекова или Павла Финна. Но меня в этом союзе уже не будет». То есть в случае, если победят неугодные Михалкову кандидатуры.

Сам г-н Михалков по-прежнему на должность нового председателя будет предлагать Михаила Пореченкова. Не исключен и вариант, что воодушевленные поездкой в столицу члены региональных отделений СК, к которым ездили специальные агитбригады, будут просить остаться самого Михалкова. Есть информация и о том, что предварительное согласие баллотироваться на должность председателя СК дал режиссер Владимир Хотиненко. Но об этом достоверно станет известно только через неделю.

Никита Михалков сказал также, что пригласил в Гостиный двор студентов ВГИКа и Высших режиссерских курсов -- на правах наблюдателей. Признал, что у него все-таки есть опасение не собрать кворум. Хотя 700 членов СК из регионов собираются в Москву с доверенностями от своих коллег, которые в силу разных причин не смогут приехать. Массовый сход в Гостином дворе будет стоить вдвое дороже, чем декабрьский съезд в Доме кино. Однако, сказал г-н Михалков, нашлись сочувствующие частные лица и организации, уже предоставившие почти 130 тыс. евро. Утверждает, что безвозмездно. Хотя члены СК помнят, как союз несколько лет выплачивал долги с процентами за проведение в 1998 году съезда в Кремле, когда так же всенародно избирали Никиту Михалкова на должность председателя.

Еще г-н Михалков пообещал, что на грядущем собрании 30--31 марта будут железным образом пресекать и даже выводить выступающих из зала за оскорбления и хамские выходки. «Разве слышал кто-нибудь, чтобы я своих оппонентов публично оскорблял? -- вопрошал Никита Сергеевич. -- Назвал мышами -- неправда! Это значит слишком завысить планку для этих людей. Их маленькая кучка, тех, кто противостоит. Им только кажется, что их много. Это как человек, работающий в морге, убежден, что кругом одни трупы», -- нашел совсем уж "безобидную" аналогию Михалков.

И стал сожалеть о том, что «бесконечно уважаемого Марлена Хуциева чудовищно подставили люди, которые предприняли рейдерскую попытку захвата власти». На вопрос, пробовал ли он с самим г-ном Хуциевым обсудить создавшуюся ситуацию, г-н Михалков оскорбился: «Что, я должен его у подъезда дожидаться что ли, чтобы поговорить?» Кто-то из журналистов робко напомнил, что есть такое средство связи как телефон. Никита Сергеевич оживился: «А давайте ему прямо сейчас позвоним! Кто знает номер Марлена Мартыновича?» Хуциева дома не оказалось, он уехал на свою, параллельную пресс-конференцию.

«Я оптимист, и я против раскола, -- прежде всего отметил Марлен Хуциев, -- я за солидарный союз, у которого много забот и проблем. Решать их надо по-деловому, а не на всеобщем помпезном собрании, которое больше походит на инаугурацию». В Гостиный двор к Михалкову большинство членов московского отделения СК и сам Хуциев идти не собираются, так как считают, что съезд уже был, председатель выбран и новые выборы неправомочны. Соответственно решения, которые будут приняты в Гостином дворе, не могут считаться решениями съезда.

Но к диалогу отвергаемая Михалковым часть членов СК готова -- если будет обоюдное желание сесть за стол переговоров не для решения вопросов о власти, а ради будущего нашего кинематографа.

Ольга ГАЛИЦКАЯ
//  читайте тему  //  Конфликт в Союзе кинематографистов