|
|
N°76, 27 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Православие в долгом ящике
РПЦ и обида Фиделя
К приближающейся Пасхе православные готовятся по всему миру, даже там, где их совсем немного. Как, например, на Кубе. Православная община выходцев из бывшего СССР на Острове свободы не превышает 200 человек (всего наших соотечественников там порядка 3 тысяч), но они уже несколько лет добиваются от Гаваны разрешения возобновить деятельность русского православного прихода.
Во время визита на Кубу министра иностранных дел России Игоря Иванова осенью 1999 года Фидель Кастро обещал ему решить этот вопрос. Такие же заверения получал и побывавший там после министра представитель РПЦ иеромонах Маркелл. Верховные власти острова дали принципиальное согласие на въезд в страну священника РПЦ по «религиозной визе». Правда, при этом сразу оговорили условия. Например, деятельность российского священника в Гаване должна сосредоточиться исключительно на пастырском окормлении выходцев из стран СНГ и славянских стран бывшего соцлагеря. Привлечение к религиозной деятельности кубинцев запрещено. Под строгим запретом -- появление русского священника на людях в рясе и другой обрядовой одежде. После успешного визита на Кубу президента России Владимира Путина в декабре 2000-го казалось, что на российско-кубинской улице вновь может начаться праздник. Но прошлой осенью Москва приняла решение закрыть станцию электронного слежения в Лурдесе, что вызвало резкое возмущение Гаваны. Фидель обиделся, отношения с Россией вновь осложнились, а вопрос о приходе и православном храме отложили в долгий ящик.
В 1958 году, за год до революции, на Кубе был построен греческий храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Не имея реального прихода, греки отказались от пользования церковью и передали ее в ведение РПЦ: в 1961 году консул Греции в Гаване вручил акт о передаче здания храма Московскому патриархату (этот документ находится в департаменте по религиозным вопросам ЦК Компартии Кубы). Революционное правительство острова национализировало здание, но не запретило деятельность прихода. Затем храм передали в аренду Московскому патриархату.
В 1984 году кубинские власти закрыли православную церковь из-за «аварийного состояния». Община распалась. В 1986 году здание передали молодежной театральной студии «Буэн Диа», которая занимает его до сих пор. Как сообщили вашему корреспонденту в отделе внешних церковных сношений Московской патриархии, начальник департамента по религиозным делам ЦК Компартии Кубы Каридад Диегес категорически против возвращения православного храма верующим.
На Кубе сосуществуют практически все основные религиозные конфессии. Среди них несколько христианских: католическая архиепископия, различные протестантские деноминации, а также так называемая Американская православная католическая церковь, которая не имеет официальной регистрации в министерстве юстиции Кубы, но пытается объединить под своей эгидой всю православную диаспору и завладеть зданием православного храма. Свои претензии выдвигают также Константинопольский патриархат и так называемая Украинская православная церковь (Киевский патриархат).
Затягивая решение вопроса с русским православным приходом, Гавана проявляет благосклонность к другой православной церкви -- греческой Константинопольской. К просьбе греческой стороны в Гаване отнеслись с большим вниманием, нежели российской, и 20 января 2002 года в заповедном районе кубинской столицы произошла церемония закладки нового греческого храма и последовала божественная литургия. Как утверждают, греческому послу на острове удалось убедить высоких чиновников в аппарате ЦК Компартии Кубы в том, что «Константинопольская церковь -- государственная церковь Греции», после чего последовал «жест доброй воли кубинских властей». А представителям русскоязычной общины придется праздновать Пасху не в храме, а в зале российского торгпредства в Гаване, там, где в январе уже прошло богослужение по поводу православного Рождества.
Александр МОИСЕЕВ