|
|
N°48, 24 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сербия готова к всестороннему военно-техническому сотрудничеству с Россией»
Десять лет назад, 24 марта 1999 года, Североатлантический альянс начал военно-воздушную кампанию против Югославии. После 78 дней бомбежек югославской армии пришлось покинуть территорию сербского края Косово. Туда вошли подразделения многонациональных миротворческих сил, действовавшие по мандату ООН под оперативным командованием НАТО.
Военному успеху Запада способствовала международно-дипломатическая изоляция Югославии. В начале 1990-х годов по линии ООН под предлогом наказания Белграда за поддержку сербских сепаратистов в Боснии и Герцеговине были введены жесткие политические и экономические санкции. Это помешало Югославии активно сотрудничать с другими странами в военно-технической области и укреплять свою обороноспособность. О том, как видят ныне в Белграде уроки натовских бомбардировок и насколько Сербия готова к отражению новых угроз, обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ рассказал президент Сербии 51-летний Борис ТАДИЧ.
-- Военно-воздушная кампания НАТО против Югославии в 1999 году была грубейшим нарушением международного права. Она была проведена без мандата Совета Безопасности ООН и вне рамок географической ответственности альянса. С другой стороны, я не могу идеализировать ситуацию в Сербии, сложившуюся в конце 1990-х годов. Тогда в результате политики югославского президента Cлободана Милошевича страна оказалась в состоянии изоляции. Из-за попрания прав человека, насилия над людьми, нищеты и экономической отсталости авторитет страны в мире сильно упал.
-- В разгар бомбардировок многие ваши соотечественники обвиняли Россию в недостаточной поддержке сербов, в частности в отказе поставлять новейшие образцы вооружений, включая противоздушные комплексы С-300...
-- К началу натовской военной кампании против Югославии военно-техническое сотрудничество между Белградом и Россией не отвечало потенциальным возможностям и требованиям ситуации. Это объясняется многими факторами, в том числе позицией тогдашнего югославского руководства. Кроме того, система контрактов и поставок вооружений в страну в то время не была такой прозрачной, как сегодня. Ныне сербская армия абсолютно открыта, принципы и пути ее модернизации абсолютно прозрачны, в том числе в области источников закупок оружия и военного снаряжения. Сербия является демократическим государством, в котором вооруженные силы находятся под гражданским контролем, мы не делаем никакой тайны из наших военных контрактов с другими государствами.
-- В том числе с Россией?
-- Вы стучитесь в открытые двери. Мы готовы к всестороннему военно-техническому сотрудничеству с Россией и открыты для любых предложений. Сотрудничество с Россией в деле восстановления и развития военного потенциала Сербии имеет для нас жизненно важное значение. К сожалению, ряд уже согласованных проектов, в частности по модернизации наших боевых вертолетов, до сих пор не реализован. Существует еще целый ряд областей, в которых военно-техническое сотрудничество с Россией помогло бы Сербии решить задачу повышения общей системы безопасности страны от внешней угрозы. Мы ожидаем от Москвы ответа на наши предложения, которые уже были сделаны ранее.
-- Натовские бомбардировки нанесли серьезный урон военной авиации Сербии. Наверное, речь идет о сотрудничестве в области авиационной техники?
-- Именно. В настоящее время оно для нас крайне необходимо. Наша авиация оснащена самолетами и вертолетами российского, французского и сербского производства. В нашем авиационном парке российские вертолеты Ми-24, Ми-17 и Ми-8, истребители МиГ-29. Совершенно естественно, что мы сотрудничаем с Россией в их модернизации, хотя нас и не вполне удовлетворяют масштабы этого сотрудничества. Однако и другие сферы военно-технического сотрудничества открыты для России.
-- Сербия всегда отличалась высоким уровнем собственной оружейной промышленности...
-- Несмотря на нынешний финансовый кризис и технологические проблемы, вызванные многолетними санкциями против Сербии и Югославии, мы за последние годы достигли настоящего прорыва в этой области. Производимое нами оружие, в первую очередь артиллерийские системы и самолеты, пользуется заслуженным авторитетом по всему миру. Мы в прошлом году усовершенствовали модель военного самолета «Ласта» (двухместный учебно-тренировочный самолет с поршневым двигателем. -- Ред.), что вновь вернуло нашу страну в число ведущих самолетостроительных держав.
Я вам искренне признаюсь, что это было одной из главных целей моего президентства. Ведь Сербия была одним из лидеров мирового самолетостроения еще перед второй мировой войной. Сейчас, после десятилетних санкций, у нас пока нет возможности вернуть былые позиции. Однако производство модели «Ласта» -- первый шаг на этом пути. К тому же самолетостроение не единственная область успешного производства оружия. Мы успешно разработали модель бронетранспортера «Лазар», которая также является свидетельством возрождения оружейной промышленности в Сербии, несмотря на неблагоприятные финансово-экономические условия.
|